Видите ли, дорогие мои коллеги по нелегкому «родительскому делу»:
Любая негативная эмоция – это реакция непонимания.
Если бы вы понимали в текущий момент почему:
— ваш малыш вот уже не первый час шумно скачет вокруг праздничного стола…
— или требует купить именно эту, третью по счету, «новогоднюю мышку» (что вообще-то ему не свойственно) …
— или неожиданно грубо отталкивает младшую сестренку от новогодней елки …
Так вот, если бы вы понимали, почему это происходит, у вас нашлись бы верные слова и действия быстро разрешить ситуацию.
Но в тот момент, когда вы этого не понимаете и внутри вас рождается протест, напряжение или страх, рассуждать бессмысленно. Вы будете необъективны. Значит, сначала необходимо успокоиться.
Поэтому, если случилось что-то неприятное или огорчительное, первое, что нужно для того, чтобы БЫСТРО ВОССТАНОВИТЬ ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ и найти наилучший выход, – надо ОБОЗНАЧИТЬ СЛОВАМИ ТО, ЧТО ВЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ, «ВЫПУСТИТЬ ПАР»!
Если сразу же вслед за волнительным событием вы скажете себе (лучше вслух!): «Так! Я злюсь! Я злюсь из-за того, что дети разлили соус на скатерть!»
или:
«Ну вот! Я чувствую раздражение! И еще, мне стыдно! Потому что мой сын отнял игрушку у того, кто слабее!» —
то 50 % вашего эмоционального накала сразу спадет. Оказывается, наша психика устроена таким образом, что негативные переживания захватывают нас тогда, когда мы оцениваем других или себя.
Но!
Если мы направляем собственное внимание на то, КАК мы себя чувствуем (а не на то, ЧТО мы думаем по этому поводу), эмоции как бы «прогорают», освобождая место для осмысленных действий.
Это очень непривычно для людей: в момент переживания, раздражения или гнева не подавлять негативные эмоции, не переносить их на «виновных», а прочувствовать и признать: что именно со мной происходит?!
Попробуйте, и вы удивитесь, насколько эффективнее сказать в адрес «противоположной стороны» вместо обвинений или порицаний, казалось бы, беспредметное замечание:
-Я чувствую себя расстроенной…
или
— Я ужасно разозлилась!
или
– Я испугалась за тебя!
Постарайтесь при этом удержаться от дальнейшей оценки. Пусть ваше высказывание касается только вашего внутреннего состояния. Возьмите паузу, не давите, это освободит пространство для понимания с обеих сторон.
В специальной психологической литературе это называется «Я-сообщение» и считается «грамотным» поведением в конфликтной ситуации. Но на практике, прежде чем что-то сообщать о себе, необходимо научиться понимать себя, обращать внимание на свои чувства и признавать их.
Это непросто, потому что мы воспитаны так: быть злым – плохо. Быть расстроенным или испуганным, значит проявлять слабость. Люди обычно думают, что лучше подавить эти чувства или скрыть их от себя и других за «праведным гневом». Однако невыраженные, они становятся для нас кривыми линзами, через которые мы вынуждены воспринимать жизнь. Укоренившиеся неосознанные негативные эмоции порождают всевозможные комплексы, а сиюминутные раздувают скандал, создают глубокие обиды там, где было всего лишь недопонимание.
Думаю, что большинство из нас стремится к другому…
Рискните! Попробуйте НОВУЮ модель поведения именно в эти, задающие настроение на весь год, дни!
Во-первых, вы веселее и проще их проживете, во-вторых, заложите фундамент более мудрого и человечного существования.
С пожеланиями счастья, благополучия и любви, Светлана Добровольская.
Благодарю за статью! Один раз я сама неосознанно отреагировала таким вот правильным образом — сказала мужу, что ужасно злюсь., и сразу же начала успокаиваться. И на него соответственно агрессия не обрушилась и инцидент был исчерпан мгновенно)) и мы еще сразу и посмеялись с ситуации! Так-что работает это упражнение превосходно!!! Для меня этот сайт вообще находка, столько всего здесь полезного для себя узнала про детишек и взаимоотношения!!!
Благодарю!!Буду пробовать
Статья как всегда явилась синхроном…. нечто подобное я стала проделывать буквально на днях сама… /ну как сама… думаю что толчком послужили материалы этого сайта да и работа над собой/. В процессе собственной работы я попала в такой рабочий коллектив, ну как если бы современного человека отправили каменный век….ни одного человека, кто мало мальски вообще слышал слово «изотерика» или «психология». Те мимолетные мои высказывания, касавшиеся этого имели очень специфическую реакцию. Мне говорили «Не умничай». И вот мне как — то пришлось с ними учиться взаимодействовать. Плюс работа над собой. И буквально на днях я стала пробовать общение, похожее на описанное в статье, то есть я буквально в слух стала выражать свои эмоции. И надо сказать, что оно как нельзя лучше пришлось ко двору. Ну и конечно работа над собой тоже дала результаты.
Спасибо, Светлана,
вчера случилась не очень красивая эмоциональная ситуация в связи с поведением ребенка (потом сожалела… и моделировала как лучше поступить в такой ситуации) — а тут Ваша статья прямо утром в рассылке — очень вовремя, спасибо.
Информацию, изложенную в статье сразу проверила на практике, в жизни. Всё работает!!!!!! БЛАГОДАРЮ ВАС, СВЕТЛАНА!!!!!