Сегодня хочу поделиться с вами письмом своей читательницы Елены — разносторонне одаренной женщины, мамы четырех детей:
«Мое детство прошло в советские времена, когда, как известно, многим не хватало любви и внимания. (…) Рожали только одного или двух, чтоб сразу отдать в ясли. Даже с одним было сложно, и чем дальше, тем труднее, ребенок растет, у него формируется внутренний мир. Понять его сложнее, и он все больше становился обузой. Вдобавок ко всему, мои родители занимались наукой, и чувства для них были чем-то вроде запретной зоны (разум перевешивал). В итоге, в подростковом возрасте я была одиноким, полным страха несчастным существом. А пропасть между членами нашей семьи продолжала расти. Мне было очень тяжело и страшно, не буду дальше углубляться во все подробности этой печальной истории. Но мне удалось победить страхи — главное, полюбить и себя, и членов своей родительской семьи. Это все было непросто, особенно — полюбить себя. Сначала я пыталась простить только их, но этого было абсолютно недостаточно! Сперва исцеляющую энергию любви и прощения надо направить на себя, а остальное получится само.
Конечно, я их простила, и в то же время, стараюсь не повторять их ошибок. Мои родители, возможно, не догадывались, что ребенку нужна любовь не только к нему самому, но и родителей — друг к другу! Поэтому проявления чувств у нас дома никогда не стесняются. Я не говорю, конечно, об интимных проявлениях. Но и к этому нужно сформировать отношение, как к чему-то положительному и естественному, а не постыдному.
Мама считала, что братья и сестры обязательно ревнуют друг к другу и даже могут ненавидеть друг друга из-за этого. Но оказалось, что это не так — когда проявления любви и тепла дома не стесняются, то дети будут любить и друг друга тоже! Практика доказала!
И оказывается, для ребенка отнюдь не главное — пища, одежда, посещение школы и хорошего ВУЗа. Мои родители всю жизнь положили на это, потом с удивлением увидели, что отдачи и радости никакой.На первом месте — понимание и сострадание к ребенку. И, конечно, научить его пониманию и состраданию к другим. Но сперва он должен получить это сполна, чувствовать, что его любят и принимают, а потом уже делать из него хорошего человека.
Конечно, у меня не все так идеально, бывают и трудности, и конфликты. Но мои дети всегда знают, что моей любви и поддержки они не лишатся никогда. И что они есть друг у друга!»
А дальше Елена пишет о крепких эмоциональных связях в семье мужа, о том, что:
«в их семье проявлений сердечности не стеснялись. Любить от души там умели». Но как оказалось, это не гарантирует понимания в отношении детей. Так, бабушка (свекровь) «…запугивает внуков темными подвалами, полицией и отцом. Когда одна из внучек стала часто брать ручку в левую руку — она колола ей руку булавкой. Сейчас у этой девочки дергается глаз :(.
Вы здорово умеете все объяснять и излагать словами (это в мой адрес –С.Д.), у меня это не получается. Я пыталась объяснить свекрови, что насилием и страхом никого не воспитаешь (хотя бы, не надо колоть ребенку руку за леворукость!), но у человека мировоззрение давно сложилось — уже ведь за 60. А вам удается проводить беседы с мамами и бабушками — просто молодец!..»
Хочу уточнить – я не провожу бесед с теми, кто уверен в своем «воспитательном подходе», потому что право каждого человека –думать так, как он считает нужным! Другое дело, что нередко возникает потребность воплотить свою точку зрения в отношении собственной жизни. Но и для этого не нужно никого переубеждать – достаточно сохранять симпатию к оппоненту и поступать так, как вы сами считаете нужным, несмотря на непонимание окружающих.
Хочу рассказать вам, дорогие читатели, о своей «волшебной палочке», помогающей мне налаживать отношения с людьми.
Моей свекрови – под восемьдесят. Более 20-ти лет мы поддерживаем очень тесные семейные связи, несмотря на то, что уже 13 лет я разведена с ее сыном. Сейчас она проявляет невиданную для своих сверстников «толерантность» к увлечениям моих девочек (вторую дырку в ухе старшая дочь первой показала бабушке!). Они с дедушкой обожают внучек и ко мне относятся с огромной теплотой. Но ничего этого бы не было, если б я когда-нибудь пыталась повлиять словами на их (совершенно отличную от моей) модель отношений с детьми!
Для проявления любви нужна свобода
Первое, что сказала мне свекровь после рождения долгожданной внучки: «Светлана! Ребенок должен знать слово «нельзя»! Упустишь – потом на голову тебе сядет!» (старшая дочь в многодетной семье, она знала, что говорила!) У меня другое мнение, но я не стала полемизировать (ей почти шестьдесят, а мне двадцать с небольшим) — кто меня будет слушать?
Жили мы тогда вместе, я не мешала бабушке действовать так, как она считала нужным, а сама «потворствовала» малышке: гуляла с ней ночами, когда та не хотела спать, угадывала каждое ее желание, кормила по требованию и т.д. (под неодобрительные комментарии). Кроме того, внутренне я не рассчитывала на бабушку с дедушкой в качестве нянек или помощников. И скоро тезис бабушки «Детей должны воспитывать родители!» сменился на восклицание «Какое счастье эти внуки!» Потому что для проявления любви нужна свобода, «обязанность» вызывает у людей сопротивление.
И вот, где-то через год с небольшим, моя свекровь, мнение которой обычно непоколебимо, в беседе со своими коллегами по телефону сказала буквально следующее: «Наша Настенька (внучка) – такая умница! И то-то она делает, и то-то, но главное – с ней не спорить! Слово «нельзя» лучше не произносить! Зато объяснишь ей все, как взрослой –она тебя услышит».
«Вот это да!» – подумала я. Оказывается, это правда – можно просто своим примером изменить человека, даже в 60 лет!
Наивная!
Я была слишком молода тогда, чтобы понять: человек может измениться только сам! Просто бабушка очень любила внучку и, не встречая с моей стороны борьбы со своим взглядами, смогла незаметно для себя от них освободиться, потому что убедилась – есть путь проще и веселее! Ведь «строгость воспитания» — это лучшее, что прежние поколения могли предложить детям для предстоящей жизни в авторитарном обществе.
Так и та бабушка, уколами булавки «исправляющая» внучку, действовала из самых лучших побуждений. В прошлом с левшами очень жестоко обращались в школе, над ними смялись, издевались, бабушка хотела помочь девочке стать «нормальной», защитить ее таким образом.
Парадокс в том, что, указывая на бабушкину неправоту в данном случае, мы поступаем так же, как она в отношении внучки: не понимая причин, хотим повлиять в «лучшую» для нас сторону! Да еще «учим» любви, когда сами не испытываем к «ошибающемуся» человеку симпатии!(Кроме того, должна заметить, что тетя – не очень подходящий персонаж для вмешательства. Общий язык с бабушкой должны искать родители девочки).
Сначала – отнестись к «оппоненту» с симпатией
В первые годы моей совместной жизни я поставила себе задачу найти как можно больше качеств и ситуаций, позволяющих мне искренне симпатизировать моей свекрови. В то время я уже начала интересоваться позитивной психологией и знала: люди будут относиться к тебе так, как в глубине души ты относишься к ним! Поэтому я завела свою «копилку» позитивных образов свекрови: я научилась ценить ее особо воодушевленное настроение, когда она возилась с тестом – это ее подлинное творчество; любовалась ее солидным видом на работе; замечала, как она все больше и больше привязывалась к внучке. Все это позволяло мне «пропускать мимо» те моменты, когда разница наших взглядов была слишком очевидна.
Дорогие друзья! Я хочу попросить вас не придавать слишком большого значения обидным словам – обычно люди используют их от бессилия изменить ситуацию! Но это не значит, что они желают вам зла, или ненавидят вас. Забывайте быстро «плохое» и бережно храните «хорошее» в ваших взаимоотношениях, и тогда плохое будет таять, а хорошее – расти! Могу с уверенностью утверждать это на опыте!
Если вы хотите кого-то «исправить», то невольно утверждаете этим свое превосходство, а это неизбежно вызовет отторжение. Особенно не конструктивно это в отношении людей старше себя. Они и так не успевают за переменами в жизни, многое «не догоняют», а если вы их поучаете, и вовсе чувствуют себя плохо. Естественно – вас не услышат!
Человек делает лучшее, на что способен
Но если вы хотите помочь – вы должны сначала хорошо отнестись к человеку, оценить его усилия, понять, что на самом деле он делает лучшее, на что способен! А потом подумать: уместно ли будет вмешаться? Не так уж много ситуаций касается лично нас, в основном — это мы и наши дети! К тому же, совсем не обязательно находить принципиальное понимание со стороны пожилого человека. Достаточно подобрать аргумент, понятный ему. Да и ребенку можно объяснить , почему бабушка поступает так или иначе. И ситуация меняется в лучшую сторону не под вашим руководством, а естественным путем.
Цените себя и верьте в других, дорогие мои читатели!
В заключение хочу процитировать то, что я писала ранее в этой рассылке:
Чтобы заметить драгоценные качества сердца человека, неважно, взрослого или ребенка, — надо перестать с ним бороться, а попробовать понять.
С огромным уважением ко всем детям и родителям, Светлана Добровольская.
Впервые опубликовано: 10.03.2015
Прочла текст с удовольствием и как всегда вовремя! Благодарю!
Да, прочла и узнала свою ситуацию со свекровью (бывшей), как только отпустила -все проявилось так здорово, честно сказать, я это и не сразу поняла
Благодарю вас , Светлана Владимировна, за напоминалочку , а ведь это все работает и не только по отношению к близким (сейчас тестирую это на окружении )
Чудесно!
Благодарю, Светлана Владимировна
Светлана, благодарю сердечно! Такой ёмкий и такой простой рецепт): ЛЮБИТЬ! И как же порой, не просто это делать… Я учусь этому и меняюсь каждый день, радуюсь переменам в семье, теперь я свекровь и бабушка), бывает, что всплывают программки «как надо», принимаю и обнимаю себя, учусь Любить ❤️ и в ответ получаю сияющие глаза внучат, их радость и умение не унывать)) -учусь у них, благодарю за прекрасных невесток (программки и тут как тут))), ценю хорошее!
Благодарю!
Благодарю, Светлана Владимировна!
Благодарю
Благодарю,Светлана,за статью,многое почерпнула для себя!❤️
Благодарю!!! Читаю статью, накладываю ее на свою текущую ситуацию и отвечаю себе на вопросы: как мне сделать отношения со своим взрослым сыном более близкими и открытыми. Понимаю что в свое время очень много сделала не лучшим образом (ну как могла). Почерпнула отсюда для себя пару простых-непростых вещей. Еще раз Благодарю!!
Прекрасная статья! Благодарю Светлана. Я вспомнила, что в нашем классе была девочка левша. Учитель математики в 4 классе прибил к стене гвоздь 200мм, надел на левую руку девочки огромную рукавицу и привязал руку веревкой к гвоздю. Эта «воспитательная» мера предпринималась для того чтобы отучить ее писать левой рукой. Вы правы Светлана, только несуждение помогает растровить неприязнь. Благодарю.
Светлана, спасибо Вам большущее!Это то, чего мне не хватает в отношениях с мамой. Ваша статья для меня просто подарок. Все-все, что Вы говорите и пишете, очень ценно и важно. Желаю Вам всего доброго!
Читаю статью и вижу свои «ошибки» в попытке построить гармоничные отношения со старшими детьми мужа от первого брака… Спасибо
Благодарю Светлана! Очень важная и нужная информация! Как всегда очень вовремя 🙂
Спасибо огромное!!! Прекрасная статья, Оочень резонирует!