Здравствуйте, друзья!
Моя специальность позволила мне сделать ряд удивительных открытий о себе. Об одном из них хочу рассказать сейчас, поскольку именно осознав его, я смогла быть полезной множеству детей и родителей в развенчании «мифа о Лени» — одном из самых разрушительных для нашей, родительской, профессии мифов. Потому что «Как Вы лодку назовете – так она и поплывет!..» Лень – это миф, мешающий жить и использовать собственные неповторимые ресурсы.
В моей семье любили рассказывать о моей потрясающей медлительности в детстве. В то время, как мне исполнилось не многим более года, в силу сложившихся семейных обстоятельств меня забрала папина мама в свой бревенчатый сруб, в необыкновенной красоты лесные места на границе Казахстана и Омской области.
Так вот, что со мной там только не происходило! Зимой, возвращаясь от озера с санками и ведрами, бабушка потеряла меня, а я совершенно спокойно и молча лежала в сугробе, разглядывая небо, пока пропажу не обнаружили и не вернулись за мной; в другой раз гусак схватил меня за комбинезон, у горла, лупил крыльями, а я время от времени только тянула «Ба!…» -в это время, пока та доила корову. И только на 5-6 раз я вполне равновесно добавила: «гусь тут меня треплет!» и бабушка, перевернув ведро, кинулась меня спасать – гусь вообще-то сильная птица, может и глаза выколоть!..
Говорить я начала очень рано и очень обстоятельно. Сразу предложениями. Двигаться не любила и часами могла разглядывать картинки в книжках. Была таким очень упитанным задумчивым ребенком. С того момента, когда я начинаю помнить папу, он мне говорил вполне добрым голосом, но совершенно утвердительно: «Лень вперед тебя родилась!..» Постарше ( лет в 7) пошли комментарии: «Ты же умирать от жажды будешь, за водой не сходишь – лишь бы не шевелиться!..» Что мне было слабо понятно, поскольку мне, действительно казалось нецелесообразным шевелиться без лишней нужды. Правда к этому возрасту я уже изрядно отощала, весь шестой год своей жизни я тяжело болела всеми возможными детскими и недетскими инфекциями (психосоматической природе которых можно написать отдельную статью!) А несколько лет назад я прочла книжечку Е.В. Мурашовой с замечательным названием: «Дети – тюфяки и дети-катастрофы», где нашла подробное описание своего психофизиологического типа (за небольшим исключением – мне всегда было интересно активное познание) Там даже про санки пример приводился как типичный. Автор очень доступно объясняет, что медлительность детей, подобных мне в детстве, является не «ленью», а особенностью работы мозга, которую проще всего назвать инерцией.
Ребенок с таким типом физиологии нуждается в спокойной размеренной обстановке, для раскрытия сильных сторон своей индивидуальности. Автор книги делает упор на медлительных «детей -ремесленников» , а я в своей практике сталкиваюсь с медлительными «детьми -философами».
Детьми, которых взрослые считают лентяями, обвиняют их, заставляют чувствовать себя «не такими как надо», а главное – своей суетой тормозят развитие талантов и способностей, заложенных в этих детях природой!..
Что такое инерция в поведении ребенка? (натянул один носок утром , собираясь в садик, и –«завис») Это – обращенное внутрь внимание.
Именно то, чему учат на тренингах по личностному росту, или на занятиях йогой. Сегодня ученые доказали: умение «погружаться в себя» — крайне благотворно как для тела, так и для психики человека, поскольку все самое важное происходит внутри нас, а мы даже не осознаем этого, не то, что не контролируем!
Наша материалистическая цивилизация не предполагает в ребенке никаких глубин. Однако, именно дети наиболее близки к ощущению Целостности жизни, интуитивному пониманию настроений людей, восприимчивости к звукам, краскам, запахам!.. Все это требует «обработки», во время которой как раз и складываются новые синаптические связи в мозгу (биологический «компьютер» развивается!) А маленького человека все время отвлекают «делать» что-то. Ладно, там – умываться, раздеваться! Так ведь – тупые мозаики собирать, или повторять примитивные задания за взрослым…
Один из великих мыслителей 20 века, вспоминая о своем детстве говорил: «Обычно в доме берегут покой со словами: «тише, папа работает!». Мне повезло. Я рос в семье, где говорили: «Тише, мальчик созерцает лилии!..» Этим он объяснял свои удивительные интеллектуальные и духовные возможности.
Таким образом, дети, склонные к созерцанию или самопогружению, на самом деле проводят огромную работу, результаты которой проявляются гораздо позже.
Мне повезло в раннем детстве – не мешали, а вот позже приходилось все время преодолевать чувство вины из-за того, что вместо активных действий я счастлива размышляя или наблюдая. Это назвали ленью, я в это поверила. И все время с собой «боролась», заставляя себя действовать там, где хотелось просто думать и воспринимать. Ужасное раздвоение, в результате, и бессмысленная трата сил и здоровья. Книги были компромиссом – как бы все же действие, но внутри. Хоть как-то защищает от суеты!..
Добавлю только, что именно уважение родителей к внутренней жизни медлительного ребенка побуждает его по-быстрее действовать в бытовых ситуациях – потому что ребенок чувствует себя «нормальным» и даже «особенным», ему не надо, сопротивляясь Вашим «ускорениям» сохранять себя, свой уникальный тип психики. А ведь именно за этим – принести в этот мир свой неповторимый вклад — каждый из нас и рождается!..
Еще очень важный момент: медлительный ребенок может после 12-14 лет стать совершенно другим – активным, деятельным, не утратив, однако, способности глубоко погружаться в интересующий его предмет. Для таких людей есть даже специальный термин: «интровертный экстраверт», человек, способный быть «душой кампании», но восстанавливающийся в одиночестве: за книгой, на природе. (Весьма сбалансированная личность, кстати.)
В другом случае понятие лени связывают с беззаботностью и «бездельем».
Через мои руки прошло множество удивительных, творческих, авантюрно-исследовательски настроенных, прекрасных детей. Одни из которых просто «ускользали» от навязываемых им обязанностей и забот, а другие бурно сопротивлялись им, спасая свою Душу от рутины и стандартизации.
На самом деле все лучшее в этой жизни создано увлеченными людьми. А увлекаться обязанностями невозможно. Поскольку обязанности – навязаны. А то, что ты сам выбираешь делать –это твой выбор. Вместо того, что бы позаботится о выборе ребенком жизненно важных дел, вся система воспитания-обучения основана на навязывании чуждых ребенку «долгов»: от чистки зубов, до уроков.Если ставить их на первое место –у ребенка не останется времени Жить — познавать новые впечатления, ощущения, опыты. То есть — развиваться.
Из-за того, что ребенка отвлекают-побуждают-заставляют делать то, что выбирают взрослые, он лишается возможности исследовать и получать счастье от того, куда ведет его собственная Душа. А именно то, на что откликнулась Душа в детстве – прорастает потом всю жизнь!..
Вот откуда у нас такое огромное количество молодых людей, которым «ничего не надо» — это жертвы перебитого взрослыми интереса к внутренней или внешней жизни!.. Поэтому радуйтесь, если вам не удается победить ребенка и отвлечь его от собственных занятий — Вы передали ему хорошую жизнеспособную генетику!..
Причем же здесь лень?
А при том, что нам удобнее распоряжаться жизнью детей, вместо того, что бы организовать ее с пользой для всех!
Для распоряжений нужны основания: ты не прав – я тебя исправлю, ты –не такой как надо, я из тебя сделаю того, кого надо… В этом процессе обвинения необходимы, вот из поколения в поколение старшие и обвиняют младших в лени!..
О том, как организовать жизнь с нашими детьми на других основаниях – а именно на взаимном уважении и совместном интересе слушайте на моих вебинарах.
Впервые опубликовано: 19.01.2012
Благодарю
Благодарю!
Благодарю! Очень вовремя, в тему, развёрнуто и сразу загло в понимание)))
Благодарю. очень актуально для меня!
Светлана здравствуйтеБлагодарю ,ценно и красиво написано!!
Благодарю!
Благодарю!
Здорово!Мне точно все «перебили»!пытаясь это делать до сих пор…Не понимала-почему,мне почти НИЧЕГО не интересно,долго было,потом ,уже,-не знала ЧЕГО ХОЧУ,не слышала себя вообще,а все спешка и «примеры других» ,навязанные мне матерью…,сейчас,только чувствую по-немногу,:»Хочу-Не хочу..»
Светлана, спасибо огромное за ваши такие полезные статьи! Всему свое время, как благодарна, что познакомилась с вами! Похоже только доросла до осознания всего этого. Надеюсь, смогу применять в своей жизни и с детьми!
Благодарю! Очень полезны и статья и комментарии!
Надо же было в 45 лет прочесть эту статью и только сейчас понять, что я не ленивая! Что я такой тип личности. Просто мой портрет и в детстве и сейчас! Поняла, почему я пошла на второе высшее — психологию. Почему теряю энергию, когда спешу, много говорю, суечусь. А еще поняла, что не виновата в том, что мне гораздо интереснее внутреннее, чем внешнее, что мне проще погрузиться в себя, чем жить вовне… Что я НОРМАЛЬНАЯ. Спасибо.
Благодарю, Светлана. В последнее время играю с русскими словами переводя и анализируя на своём РОДном языке- удмуртском.Так вот по слову ЛЕНЬ тоже сделала для себя открытие, а то всё -боролась.На удмуртском лень переводиться АЗЬТЭМ. Дальше АЗЬ-перед,впереди, ТЭМ -суффикс, указывающий, что нет чего-то. Грубый перевод НЕТ ПЕРЕДА, и сделала вывод- нет цели впереди. После такого осознания, почувствовала лёгкость, принятие себя и благодарность самой себе.Желаю всем иметь цели и идти к ним с радостью.
Спасибо!
Светлана, от всего сердца Благодарю Вас за все Ваши замечательные статьи! И вновь убеждаюсь, как нестандартны наши дети, многие из которых не хотят учиться( только бы на любимые предметы ходить), моя дочка как раз из серии инертных детей, еще с детского сада, самая медлительная из всех. Сейчас она в 3-ем классе, задумываюсь о домашнем обучении. Надоела обязаловка. :heart: :heart: :heart: Еще раз Благодарю!!! Ольга
Здравствуйте,Светлана!
Мы с Вами знакомы по летнему лагерю «Чабанка» В свободную минуту или когда Гос система образования,где я пока работаю «достает» с удовольствием погружаюсь в «другой» мир Вашего сайта. И часто «в тему».Расскажу ситуацию, которая произошла сегодня на занятиях по вокалу с моей дочерью Аней.Сейчас она готовит песню на свой первый конкурс. И во время пения она часто смотрит «вниз»,а не на публику.То есть погружается в себя,в свои ощущения. Педагог ей говорит:»Пой для людей ,смотри на публику» Анюта в ответ:»Я пою для людей,но и для себя тоже!»
Спасибо Вам и всех благ семье.