За те два месяца, пока у моей рассылки были «каникулы», я, как психолог, познакомилась более чем с сотней семей. Еще десять лет назад трудно было представить, что очень многие начнут совмещать свой летний отпуск с обучением (хотя и вблизи от пляжа)!.. Тем не менее – летние семинары и тренинги весьма популярны в наши дни. Так что – привезла вам «вести с полей»!..
В целом хочу сказать: хорошие это вести!..
Видимо, на отдыхе родители удаляются от всяческих систем – «дошкольного воспитания», «образования», «здравоохранения», а может — получив свободу от «производственной необходимости» на 2-3 недели, великодушно делятся этой самой свободой с детьми!.. По моему наблюдению, как-то больше они доверяют своей интуиции, больше верят в благоприятное развитие событий — надеются на лучшее, короче!..
И оно, это «лучшее», не заставляет себя ждать: продолжительное купание НЕ приводит к простудам, пропущенный обед – к нарушениям пищеварения, поздние прогулки – к проблемам «побудки» любимых чад на следующее утро!.. Да и сложности прошедшего учебного года видятся отсюда – с зеленой полянки или раскаленного песчаного пляжа – совсем иначе!..
Тает чувство родительской вины по поводу того, что твой ребенок не читает, например, или не пишет «как все в его возрасте», или – чересчур медлителен, или – наоборот – досаждает окружающим своей активностью! Наблюдая эту метаморфозу в родителях, я с радостью вижу ее и в детях: на фоне ослабления привычных родительских «опасений» дети как будто «разрешают» себе быть другими: «непоседа» — часами строит замок из песка; «трусиха»- неожиданно уверенно доказывает что-то сверстникам; «лоботряс» — удивляет случайного собеседника хорошо продуманными, рациональными планами своей будущей жизни…
В этой связи мне так и хочется воскликнуть:
-Люди!.. Неужели Вы не видите, как привычно программируете своих детей оправдывать Ваши родительские негативные ожидания!..
Здесь, на отдыхе, Вы немножко ослабили свой обычный «фокус восприятия» — и, пожалуйста!.. Ребенок получил возможность быть другим!.. (Потому что никто не хочет быть «плохим»: вредным, болезненным, неуспешным! При благоприятном развитии ситуации, при поддержке родителей, ребенок, как ручеек среди камней, находит дорогу к лучшему, счастливому, продуктивному существованию!..)
Если Вы считаете своего ребенка «нервным» — ему трудно овладеть своей природой, освоить новые модели поведения; если «ленивым» — Ваша оценка висит на его плечах дополнительным грузом, мешая действовать!..
Даже взрослому, зрелому человеку нелегко избавиться от многих негативных штампов в присутствии своих собственных родителей, особенно – если они (родители) вызывают уважение и любовь!..
Потому что со времен детства суждения самых близких нам людей воспринимаются как аксиома и запечатлеваются в подсознании. Новые дети, конечно, по-крепче нас! Они больше ценят и уважают себя, Но и для них не просто мудро воспринимать ограниченное видение родителей!..
Давайте же поможем нашим детям!..
Кто, как не мы, научит наших мальчиков и девочек верить в лучшее в себе, в новые навыки и умения, в новые победы и вершины!.. Кто как не мы разберется – почемупроисходят нежелательные ситуации( и «нежелательны» ли они вообще?..)
И кто, в конце концов, изменит декорации?..
К сожалению, в большинстве своем, взрослые тоже не умеют верить в себя, в перемены к лучшему в своей жизни, в новые навыки и умения, в новые победы и вершины!.. Не принято было в нашей стране такой «индивидуализм» развивать. Поэтому хорошие, в целом, люди нередко боятся перемен, не умеют их моделировать, а значит – и воплощать в жизнь!.. Поэтому проще им лишний раз укорениться в своих сомнениях: я боюсь того, что он (она) так и будет …(заикаться, лениться, бояться и т.д.), чем представить своего ребенка другим и подумать: «Как мне, родителю, изменить свое восприятие и поведение, что бы для этогодругого ребенка появилось пространство в нашей совместной жизни?..»
Если Вы накладываете тарелку с мыслью: «Как бы мне его накормить – ничего ведь не ест!» — будьте готовы к бесконечной борьбе!..
Если привычно возмущаетесь разбросанными игрушками в комнате – так и будете спотыкаться всю жизнь!..
Если понукаете сына или дочь «не мямлить» — дождетесь того, что он вообще закроет рот!..
А уж если хотите воспитать «любовь к чтению», жалуясь на каждом шагу: «Никак не хочет читать!..»- имейте в виду: своими руками растите недоросля!..
У моей дочери, лет с 12-ти, на стене висят ее любимые афоризмы, и среди них два универсальных:
1. Мы свободны настолько, насколько даем свободу другим!..
2. Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты…
Попробуйте применить их к собственному взаимодействию с ребенком – много интересного заметите!..
А по поводу того, как надо создавать желаемые перемены в жизни ваших детей — начнем разговаривать в следующий раз!..
Буду рада познакомиться с вашими мыслями по этому поводу.
Дорогая Светлана! Спасибо, спасибо, спасибо! Все так и есть! И про детей, и про каждого из нас. У нас, конечно, детки не такие большие (7 лет и 3 года). Но я с мужем тоже была удивлена, насколько свободными и живыми были дети этим летом на море, и как сильно они меняются от нашего собственного напряжения, когда мы проживаем некоторое летнее время на даче у родителей. Что моих, что родителей мужа — не важно!!! Работаем над собой:)) А еще, нам с мужем очень помогает наладить взаимопонимание с родителями общий труд: работа с землей, строительство, творчество в саду, во дворе и т.д. А лежание в шезлонге с томным видом и выяснение отношений с родителями по поводу правильного воспитания детей НИ К ЧЕМУ ХОРОШЕМУ НЕ ПРИВОДЯТ :))
Спасибо, Светлана! Всё очень просто, жизненно, точно! Ваши статьи затягивают!А самое главное, хочется следовать Вашим советам, сразу возникает доверие
Спасибо за статью. Согласна с каждой строкой. На практике получается неоднозначно. Тоже только вернулись из отпуска. Для меня эта неделя превратилась в кошмар. Ездила с приемной девочкой ( ей 16 лет). Она целыми днями сидела в отеле, ей все не нравилось, все не было интересным, все предложения отметались сразу. Наши диалоги были примерно такими:
-Пойдем на море?
-Что я там не видела.
-В конце променада Маяк, там в порту можно покататься на пиратском судне.
— Тебе надо, ты и катайся.
— Пошли на экскурсию по городу?
— Иди сама. Мне неинтересно.
-А что тебе интересно7
-Ничего, Я хочу домой.
Аналогичная ситуация была год назад, когда моя дочь возила ее в Петербург. Воодушевлялась девушка, когда шли в магазин на шопинг.
Образ жизни у нашей младшенькой все лето такой: до обеда она спит, потом часа два красится, потом гуляет с друзьями. после десяти часов вечера — интернет, чаты, Дневники вампира, СИМС до 4-5 утра. Все попытки объяснить, что это мешает другим членам семьи оборачиваются скандалом. У меня каникулы, я имею право.
Извините, что так подробно. Но в душе живет тревога, до 5 лет она воспитывалась в неблагополучной семье, потом три года — в детском доме. Вот уже семь лет в нашей семье. Как-получается, что чем больше ее хвалишь, тем хуже она себя ведет. Приятельница считает, что это гены. Интерес к культуре, чтению, музеям — все это можно привить с раннего детства, а если ребенок воспитывался в среде, где люди изъяснялись ненормированной лексикой, бродяжничали, насиловали и убивали друг друга, но это и будет жить и управлять ее поступками в жизни. Неужели моя внутренняя тревожность за ее судьбу влияет на то, что от нее исходит претензия к внешнему миру во всем?
Дорогая Галина, хочу Вас удивить — именно так и ведут себя нормальные подростки. Именно так вели себя мои изумительно воспитанные дочери в период с 12- до 14 лет, отодвинув Моцарта и ДЖ. Р. Толкиена в пользу «чата» и черной подводки на глаза. Вся суть не в девочке , а в Вас — Вы-то чему радуетесь в отпуске? Вас-то что вдохновляет? Или вместо своей жизни Вы хотите»вырастить человека из нее»? Вы сами должны быть счастливы ЗАНИМАЯСЬ собой и уважая «странные» интересы подростка.- это единственный способ пробудить Душу в человеке, переживающем гормональную перестройку. Гены ни при чем. Мне стоило неимоверного труда отнестись с принятием к матерному репу в комнате дочери ( после многих лет классики) и прочего, или 10-часовым просмотрам глупых молодежных сериалов лежа в постели с компьютером на пузе . Все это не просто «прошло», а благодаря моей твердой Вере в ценность моих детей и постоянному ПРИМЕРУ Собственной Счастливой и осмысленной жизни сделало моих дочерей теми, кто они есть — Прекрасными мудрыми людьми, приносящими огромную пользу многим и многим.
Подпишитесь на мой открытый курс » Родителям новых детей» — многое увидите с неожиданной стороны.
СПАСИБО БОЛЬШОЕ.
Здравствуйте!!! Благодарю за интересную статью,всё просто замечательно.Вчера приехали с отдыха,как приятно слышать от 11- летнего сына:»Раз сейчас я единственный мужчина,то это буду нести я»или «это буду делать я». На отдыхе были я, сын моя сноха и две внучки.
гм.. как всегда синхрон… я как раз думала о своих планах… Я очень часто я задействую в них своих близких, но надо точно знать с кем какую мысль мусолить. Например -с мамой про ремонт и приобретение, с сестрой про детей, с другой сестрой про развитие души…. то есть я хочу сказать, что подобные вещи можно брать себе в союзники….тем самым усиливая желаемый эффект.
«мусолить мысли»- не лучший термин:) Если вы хотите гармоничного результата — видьте людей счастливыми, в противном случае «мыслетворчество» с нарушением свободной воли других людей вернется к вам аналогичным давлением. Совершенно с неожиданной стороны.
ДОбрый день, Светлана! Большое спасибо за статью. Несколько лет назад размышляла тоже над этим вопросом, и побудило меня к этому прочтение книги выдающейся на мой взгляд российского психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтор «Общаться с ребенком. Как?» Каждая глава содержала в конце задания, и в одной из них было предложено не критиковать ребенка хотябы 1 день. Не делать колких замечаний, не задавать вопросов с негативным подтекстом и вообще убрать притензии, хотя бы внешнее их проявление. Обратив такой фокус внимания в общении с сыном, я поняла, что мне не удается прожить даже пару часов, не сорвавшись на критику, чего уд про целый день говорить…. С тех пор постоянно напоминаю себе об этом, и стараюсь не только не критиковать,но и заменять на положительную сторону того или иного прявления в поведении. Благодарю, Светлана! Жду следующих публикаций!
Спасибо, Светлана в последнее время перестала (наконец то) программировать на негатив своего ребёнка, взращиваю свою уверенность в его силе и теперь мне легко представить его сильным, уверенным, счастливым, светлым))
Очень точно, Светлана! Не только детей, да и мужей программируем… не специально, а прям-таки автоматически…
Но хорошо, что всё меняется, что можно в какой-то момент осознать, остановиться и пойти другим путем.
Теперь уже получается другими глазами взглянуть на дочку и на родных, все больше и больше в голове звучит оптимистичных, радостных мыслей о них, благодарности за их присутствие в моей жизни и любование их добрыми качествами — и так легко становится, ЖИТЬ хочется — радоваться вместе, а не бороться с ветряными мельницами 🙂
Безмерно благодарю Вас за Ваш труд и Ваши курсы каждый раз когда осознаю — какие колоссальные перемены произошли в моей жизни! а ведь могла бы всё еще маяться, метаться… ан нет 🙂 теперь совсем другая Жизнь 🙂
Прекрасно все это осознаю! Дома двое детей, которым не слабо поставить дом на уши. Каждый раз ловлю себя на таком негативном программировании, особенно со старшей почему-то. Очень тяжело заставить себя остановиться в неправильных мыслях, встряхнуться, и направить мысли в нужное течение.
здорово!! детей пока нет!! хотелось бы все что написано воплотить в жизнь