Инициативность детей

Зимняя встреча
в Москве 10 января 2025

по 05 июня 2024 спецпредложение

Подробнее ->

Анонс авторской встречи

[dropcap color=»color»]Д[/dropcap] авайте обратим внимание на то, есть ли место в жизни ребенка для подлинно самостоятельного творчества?  Удовлетворяется ли его потребность в самовыражении  в семье, в саду, в школе? Возможно ли это  вообще?..  

 

У детей НЕТ времени для себя!

Ведь у взрослых есть  цели и задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, которые они с самого раннего детского возраста  стараются воплотить в жизнь. На это воплощение взрослых  планов расходуются жизненные силы и время детей.   Но  есть ли в жизни ребенка  достаточное пространство для постановки его собственных исследовательских задач? Время для того, чтобы, например,  рассмотреть,  как играют лучи в сосульке, или —  с какой высоты брошенный пакет с водой превратиться в бомбу?..

Как психолог, занимающийся с проблемными в области обучения и социализации детьми, могу ответственно сказать – нет! Не удовлетворяется базовая потребность ребенка в  самоопределении и самореализации!

 

Что такое творческое развитие ребёнка

chto-takoe-tvorcheskoe-razvitie-rebenkaЖизнь растущего человека крайне регламентирована: практически несравнимы в глазах родителей действия, значимые для взрослых – самообслуживание, учеба, личная гигиена, и — творческие побуждения ребенка.  Да и сами действия малыша, направленные на непонятные родителям цели, не воспринимаются таковыми. Хочу уточнить, что слово творчество я использую в его универсальном значении – создание чего-то не существующего раньше, по свободному внутреннему побуждению автора.  Так вот, творческое развитие ребенка, это не обучение его танцам, музыке, рисованию!.. Нет сомнения, что эстетическое воспитание развивает личность растущего человека, но это  другая  деятельность, основанная на исполнении руководящих указаний педагога, хотя бы и с   элементами творчества! Этим, кстати объясняется тот факт, что многие художественно одаренные дети   уже после первого года обучения отказываются развивать свои таланты в специализированных  школах,  предпочитая заниматься любимым делом дома, а в случае давления взрослых навсегда охладевают к своему увлечению. «Мы любим учиться, но не обучаться » — сказала мне однажды одаренная  девочка-подросток   по поводу претензий взрослых к  «строптивости» ее поколения.

 

Сначала нужно развить инициативу

Как развить инициативу ребёнкаДля того,  чтобы творчески воплощать задуманное кем-то (композитором, режиссером, преподавателем, воспитателем), у  ребенка, прежде,  должна быть возможность  развить свою инициативу и научиться воплощать задуманное им самим в повседневной жизни.

— Полуторагодовалый малыш  с увлечением манипулирует кухонной утварью, «наряжаясь» в кастрюлю;

— Трехлетняя девочка  в отсутствии взрослых раскрасила стол, за которым ее оставили порисовать;

— Восьмилетние дети с энтузиазмом проверяют аэродинамические свойства пакетиков чая, пуская их с балкона

Что это? Лишенное смысла баловство, или проявление уникального творческого подхода к жизни? От ответа на этот вопрос взрослых людей, окружающих ребенка, зависит  то, кем он вырастет — безынициативным исполнителем чужой воли, или творцом, обогатившим жизнь. Гораздо проще запретить совершать неудобное для родителей действие, чем понять его и деликатно перевести творческий задор в безопасное русло, сохранив положительную оценку самого желания действовать.

Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Совсем недавно, 40-50  лет назад во всем цивилизованном мире детей побуждали как можно скорее приобретать взрослые черты личности – прагматизм, ответственность, рассудительность. Однако  с развитием постиндустриального общества и  появлением  такой науки, как бизнес-психология, на первый план вышли  совершенно другие составляющие жизненного успеха: спонтанность, творческий подход, оптимизм,  игровое отношение к работе (Не случайно  эффективные тренинговые программы  для менеджеров проводятся  в игровой форме!..) Таким образом, качества, усиленно «корректируемые» нашей отечественной системой образования – независимость, фантазийность, импульсивность и самобытность (мешающие воплощению главного   принципа нашей системы образования: «делай как я») – являются базовыми  слагаемыми жизненного успеха в мире индивидуальных побед и поражений, в котором мы, россияне, с недавних пор живем!..

Кто-то может возразить – хороший педагог всегда стимулирует творческую инициативу детей!.. Однако сравните удельный вес того, чему ребенок должен следовать в процессе воспитания и обучения, и того, что он может (одобряемо) пробовать в своей ежедневной жизни. Неудивительно, что дети взрывают учебный процесс непредсказуемыми выходками,  доводят родителей до исступления своей хаотичной физической активностью, проявляют агрессивность и непослушание!.. Все это потому, что в жизни детей совсем мало места для их жизни.

 

Почему это было важно для ребёнка?

Почему это было важно для ребёнкаВ наши дни взрослые начинают оценивать  деятельность ребенка ее «полезностью», начиная  со все более раннего возраста. Но кто может знать, какие навыки и способности будут необходимы вашему Чаду в непредсказуемом будущем?.. Может быть, бесконечно кувыркаясь, он тренирует вестибулярный аппарат для космических полетов, или, решая математику в наушниках, громыхающих музыкальным авангардом,  учится одновременно работать двумя полушариями мозга?..»

Нередко мы, взрослые, вынуждены обращать внимание на физические последствия инициативности детей:

-прыгал с гаража – сломал ногу;

— сделал из своей одежды костюм Бэтмана – не в чем идти в школу;

— нарисовал ворота сказочной страны – оказалось, что это произошло на уроке математики, в рабочей тетради.

Может быть, прежде чем сокрушаться, стоит вникнуть —  почему для ребенка было важно сделать то или иное действие?  Что он хотел испытать или проверить? Чему это его научило?  ( Кстати, совместный анализ случившегося с точки зрения «приобретений» «откроет уши» ребенка к вашим наставлениям на будущее, не в пример  обличающим тирадам!)

Не надо бояться «анархии» – дети очень благодарны за уважение к их потребностям и способны оценить  Ваше искреннее желание понять мотивы их действий.

Ради сохранения такого доверия они готовы выполнить многое из того, что им не нравиться – от принятия теплого молока перед сном, до посещения детского сада или школы, или подготовки к контрольной. А главное – у них появляется эмоциональный ресурс терпеть то, что не созвучно их душе, но неизбежно в современном мире.

 

Инициатива – это не помеха обучению и воспитанию

Инициативность - не помеха развитию и воспитанию ребенкаЕсть еще один аспект этой проблемы: недооценка взрослыми значимости творческой  самореализации  детей.  Они не считают возможным превращение  своих беспокойных экспериментаторов в выдающихся деятелей, полезных человечеству в дальнейшей, взрослой жизни; не верят в исключительность и неповторимость талантов малышей и школьников, поэтому безжалостно готовы прервать ребенка в самом разгаре его «творческой деятельности».

Неудивительно, что непоседы- малыши вырастают индифферентными, безразличными ко всему подростками – их инициатива была постоянной помехой обучению и воспитанию, с ней настойчиво боролись, и …преуспели!

Практически всем известны истории о талантливых изобретателях или музыкантах, погружающихся  в свою фантазию в самом «неподходящем» месте.  Например, истории о том, как композитор записывает зазвучавшую в его сознании мелодию прямо на манжете рукава, а изобретатель  бросает серьезное занятие, чтобы проверить  пришедшую в его голову идею! Всем это понятно – вдохновение капризная птица!  Тем не менее, мало кому придет в голову оценить  тщательно выполненный   рисунок своего ребенка, изображающий машину времени  …в школьной тетради, или дождаться завершения творческого процесса созидания «вавилонской башни» из подручных материалов в тот момент, когда семья садиться ужинать.

Мы даже не предполагаем, как «подсекаем» развитие наших детей, действуя таким образом!

Вспоминается исторический анекдот из ранних лет жизни великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга  Гетте.  Родители-аристократы отбыли на званый ужин, оставив 4х-летнего мальчика с гувернанткой, которая посчитала возможным запереть малыша в комнате на некоторое время в одиночестве.  Ребенку стало скучно, и он начал развлекаться тем, что по одной бросал из окна  второго этажа драгоценную посуду  фамильной коллекции  саксонского фарфора. Вернувшиеся родители  были возмущены тем, что ребенка оставили одного, но восхитились поведением малыша: «Какой гениальный ребенок —  нашел, чем себя занять!..»  Может быть, поэтому Гетте действительно вырос гением?..

 

Достаточное пространство для жизни

Я работаю с детьми, доставляющими неудобство взрослым, более десяти  лет, и хочу сказать, что те, кого считают гипперактивными, действительно часто  мешают находящимся рядом с ними, но почему? Потому что это дети,  нуждающиеся в условиях для применения их энергетического потенциала, и в первую очередь – в достаточном пространстве для этого.

Детям необходима среда, в которой они имеют возможность  придумать и воплотить в жизнь свой замысел, получая от взрослых подкрепление в виде искреннего интереса и эмоциональной поддержки! Для этого нужно понимание старших, свободное время и подходящая среда обитания.  Ни первого, ни второго, ни третьего  у наших детей нет.

Здесь предлагаю прерваться и прочесть письмо из моей почты:

«…в нашумевшей статье про детей индиго говорится, что «Его активность сводит с ума бабушку, учителя по дошкольному образованию. Она считает, что внука Даниила надо тормозить, лечить и даже бить, если он не хочет сидеть спокойно, не понимая, какое сокровище Бог дал их семье. Такому развитию событий мешает только сопротивление мамы мальчика, но и она уже падает от бессилия.» Такое впечатление, что мама просто пытается объяснить свое бессилие перед ребенком тем, что он необычный.  Конечно, хорошо, что она его смогла вырастить таким, но теперь-то что переживать. Мы с мужем давно поняли, что приглашать в гости посторонних людей опасно для их психики. И если встречаемся с друзьями, то стараемся это делать вне дома, а лучше за городом. Шквал из трех мальчишек, которые хотят всего, непременно и сразу, показать, рассказать, спросить, обычно вводят людей в легкий ступор.

Сейчас столько говорят о недостатке творчества у людей. Откуда ему взяться, если с малых лет нас учат ровно сидеть за партой и высказываться, только если нас спросили. Так дайте же детям расти и жить!..»

А теперь продолжим:

Поэтому, реализуя свою жизненную потребность, они прогуливают занятия, бродят по заброшенным стройкам, создают подпольные рок-группы и пугают родителей неформальными объединениями! Однако, если бы в самом младшем возрасте воспитатели (родители, учителя) уважали право ребенка на самореализацию, умело используя выбранное самим ребенком поле деятельности для обучения, самовыражение подростков не приняло бы таких искаженных форм.

Но для этого родителю надо быть мудрым амортизатором между ребенком и системой образования, поскольку честно совместить требования этой системы к ребенку с его жизненными потребностями без ущерба для здоровья, к сожалению, невозможно.

Аллергии и астматические бронхиты, расстройства желудочно-кишечного тракта и детские неврозы, общее снижение иммунитета и недостаток развития социально-адаптивных функций,- привычные диагнозы не только школьников, но и малышей! Специалисты  ищут  новые формы и методы взаимодействия с детьми сегодняшнего дня, однако не могут договориться о приоритетах.

Педагоги настаивают на все большей информационной нагрузке, ссылаясь на «требования времени», пытаются «упаковать» как можно больше битов информации в привлекательную форму новых учебников. (Однако даже родители первоклассников с трудом улавливают среди цветных картинок современных учебных пособий доступность и преемственность содержания.)

Физиологи бьют тревогу по поводу недопустимых нарушений детской гигиены труда, хирурги — по поводу неизбежного нарушения осанки при таком количестве часов сидения за столом.

Родители мечутся от одной системы развития к другой, сводя свое общение с ребенком к перемещению его по различным учебным  учреждениям, надеясь на то, что разностороннее образование станет залогом успеха  на жизненном пути их чада…

А дети…

Дети становятся все более нервными, агрессивными, нездоровыми, а впоследствии — апатичными. Может быть, выход находится не в поиске новых методик  обучения и воспитания, а в осознании  того, что составляет содержание  жизни  ребенка?.. Может быть, пора понять, что он в первую очередь живета потом уже обучается и воспитывается взрослыми…

 

Поверить в скрытую силу наших детей

Создав искусственный интеллект, человечество не смогло научить его главному – способности творить. Парадоксально, но  именно глубокое развитие материалистической науки в области психофизиологии и физики мозга доказало несостоятельность материалистических подходов в анализе мыслительной деятельности человека.  Есть Нечто, что можно назвать неизведанной творческой силой,  Божественным вдохновением, внутренним побуждением к Совершенству, и детям это  Нечто  присуще  с рождения.

Именно этот внутренний огонь побуждает человека развиваться, а вот на что будет направлена его созидающая или разрушительная сила – зависит от нас, взрослых!  Отнюдь не наставлениями (я уж не говорю — ограничениями!) можно направить творческий потенциал ребенка по созидательному пути, но лишь собственным примером  стремления к красивой, счастливой, творческой жизни!..   Кто-то из философов, касаясь нереализованного творческого потенциала большинства людей, лет 100 назад написал: «Все мы гиганты, воспитанные пигмеями…»  Может быть, найдем в себе мужество прервать эту скорбную традицию? Может быть, попытаемся поверить в скрытую силу наших детей и поможем ей развернуться?  Для этого необходимо поверить в себя – в свой собственный  творческий потенциал, уникальность, интуицию…  Готовы ли мы к этому?..

Обретение силы Любви

© «Obretenie-sily-Lubvi.ru» Цитирование и репосты данного материала возможны только в полном объеме, без купюр, с активной ссылкой на ресурс автора.

 
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Ирина

    Благодарю!

    Ответить
  2. Марика

    А я просто сама такая мама, у которой, как это именуется у психологов,— попустительский стиль воспитания детей. Я не препятствую, не указываю, не учу играть правильно. Показала, что песок можно капать совочком, а чем капают совочками, грабельками, ручками или еще чем-нибудь— это дело самих детей. И с мужем повезло. Тех взрослых в семье, которые считают, что они самые умные (хаха) от общения с детьми максимально оградила. Вот и весь секрет воспитания творческих личностей, при чем сын, будучи индижкой с успехом вписался в систему образования. И мне до сиреневой звезды что думают учителя и какое имеют мнение ( к счастью мое положение в обществе с успехом позволяет пресекать их выходки и многие перлы на корню) .
    Наталья Ш, я была бы пятой ненормальной мамой.

    Ответить
  3. Ольга

    Светлана! Огромное Вам спасибо! Прочитала статью и сразу же мне высветилась ситуация, когда мой сын 2-ух лет был занят собиранием пирамидки из колец, а я вмешалась со своим «надо вот так», а он возмутился и отказался от этого занятия. И я «вернувшись» в недавнее прошлое вспомнила, что вмешиваясь в его творческий процесс слышу возмущённое «неть!», а прочитав статью поняла, что ограничивала его свободу творчества. Светлана спасибо Вам за то, что благодаря информации, которой Вы нас одариваете я меняюсь, меняются мои отношения с детьми и с окружающим меня пространством и я становлюсь счастливее с каждой секундой!

    Ответить
  4. Наталья Ш

    Я живу в маленьком городе, 35 тыс жителей. Организовала детскую студию. Есть услуга присмотра за детьми, где по большей части дети предоставлены себе, свободной игре. Детям очень нравится, но вот взрослым…Многие возмущены почему мало занятий. В итоге ко мне приводят детей «ненормальные родители», которых в нашем городе пока обнаружилось только 4. Вот так.

    Ответить
  5. Светлана Да

    Вдохновенно! Очень!

    Ответить