Детям о смерти. Тема, которую избегают

[dropcap color=”color”]Н[/dropcap]есколько лет назад по просьбе одного солидного семейного журнала я написала эту статью. На тот момент родители сами находились в сложном положении: собственные страхи и усвоенные в обществе стереотипы противоречили наивным, но верным представлениям детей о бесконечности Жизни.
Сейчас я счастлива обращаться к вам – людям, на опыте убедившимся, что Жизнь больше, чем кажется. Многие из вас работали с внутренним ребенком, обращались к памяти Рода, ощущали свои прошлые воплощения. Однако статья не утратила актуальности, поскольку трагизм смерти – в утрате близких, это драма оставшихся, а не ушедших. И часто мы не знаем, как вести себя с детьми в этом случае.

Вы никогда не задумывались о том, почему детские сказки всех народов мира активно обыгрывают образ смерти? Почему обаятельный колобок заканчивает свою жизнь в пасти у лисицы? Почему серый волк съедает бабушку вместе с красной шапочкой, а потом и сам оказывается умерщвлён? Почему мы, то там, то здесь встречаемся с «живой» и «мертвой» водой,  преображениями царевичей в опасных для жизни котлах с кипятком, сталкиваемся  с отравленными яблоками и хрустальными гробами?

Потому что, в отличие от нас, представителей современной технократической цивилизации, наши предки отлично знали: смерть – это не конец жизни, это ее часть.

 

Как рассказать ребёнку о смерти

Оставив в стороне концептуальные споры, мы не можем не признать, что для живых смерть – это всегда утратаУмение справляться с утратами, находить им замещение – важное качество жизнеспособного человека. Детские сказки, затрагивая тему смерти и ее преодоления,  помогают  ребенку освоить необходимое качество в том возрасте, когда это сделать легче всего.  Для 2-5-тилетнего малыша смерть не может являться чем-то вечным. Это такое же временное явление, как закапывание цветочного корнеплода в землю осенью с тем, чтобы весной из него снова вырос тот же цветок. Например, малыш может уговаривать родителей “починить” умершего пса, чтобы тот снова бегал и играл с ним.  Страстное желание детей убедиться в беспрерывности жизни – основа их нормального взросления. Если ребенок не будет уверен в бесконечности жизненных превращений, он утратит движущую силу своего развития! Поэтому даже в период воинствующего атеизма советской эпохи дети находили фантастические аргументы в пользу бессмертия:

***

Бабушка  умерла.  Ее  сейчас закопают. Но трехлетняя Нина не слишком-то предается печали: «Ничего!  Она  из  этой  ямки  переляжет  в  другую, полежит-полежит и выздоровеет!»

***

Вася, четырех лет, недоверчиво спросил свою мать:

– Мама, все люди умирают

– Да.

– А мы?

– Мы тоже умрем.

– Это неправда. Скажи, что ты шутишь!

Он  плакал  так  энергично  и  жалостно,  что  мать, испугавшись, стала уверять его, что она пошутила. Он успокоился сразу:

– Конечно,  пошутила.  Я  же знал. Сначала мы будем старенькие, а потом опять станем молоденькими!

***

Аня, трех лет: «Хоронят  старых  людей,  –  это  их  в землю сеют, а из них маленькие вырастают, как цветы».

К 6-7-ми годам (не без помощи телевидения), смерть обычно представляется детям в виде человека, страшного призрака, который приходит и забирает людей с собой. Смерть мыслится как вторжение извне. Но если появляется угроза нападения,  ребенок должен получить от взрослых инструмент защиты – сказочный меч, молитву, или уверенность в присутствии ангела-хранителя!

Не забывайте, пожалуйста, что мы живем в эпоху экспансии безудержного потока негативной информации: катастрофических новостей, кровавых фильмов, жестоких игрушек… И этот поток формирует у ребенка  ощущение полной незащищенности.  Если родитель добавляет к этому безысходность, отказывая человеку в бессмертии Души, или в Силе Мысли, чувствительному  ребенку практически невозможно нормально развиваться.

Вспоминается случай из практики моих коллег по реабилитации жертв террористического акта в Беслане. Это была трагедия: сотни людей пострадали и погибли на школьном празднике. Понятно было желание оставшихся в живых родственников отложить страшное сообщение о гибели мам, братьев и сестер малышам. Но такой выход из ситуации только усугублял чувства оцепенения  и горя, которые  дети ощущали  вне зависимости от сказанных взрослыми слов. И только в одной семье братику с сестренкой 4-6-ти лет кто-то мудро сказал, что мама их уже на Небе, она светит вон той звездочкой, прямо над окном их дома. Для детей это оказалось  достаточным объяснением. Пережив утрату, они смогли вернуться к нормальной жизни уже через несколько недель, в то время как большинство пострадавших с огромными потерями восстановили способность взаимодействовать с окружающими только через год и более, а последствия психической травмы не излечены до сих пор.

Самое страшное в переживании горя   – «ступор», состояние, когда  человек впадает в оцепенение и замирает.  Это происходит одновременно и физически, и эмоционально. Такое состояние ведет к очень серьезным негативным последствиям вплоть до нарушения психики и регресса личности. Бурная реакция на утрату – нормальное, необходимое протекание горя. Никогда не мешайте детям оплакивать потери.  Не снижайте ценности утраты, даже если это просто золотая рыбка из аквариума.

А вот когда ребенок уже проплачется, мягко объясните, что ничего не исчезает из этой жизни, только переходит из одного состояния в другое: жизненная сила этой рыбки уже перешла в какую-нибудь новую икринку.

Дети узнают, что смерть – это страшно из реакции взрослых. Взрослые учат детей, что от смерти нужно отворачиваться и убегать. Но правильно ли это? Гораздо конструктивнее учить детей «безопасной» жизни и вместе с тем уважать уже свершившуюся смерть. Примирение с неизбежностью  –  залог улучшения того, что в наших силах!

Дети очень чутки к эмоциональному состоянию взрослых, но  часто  не могут понять его причин. Например, мама рыдает у гроба, а ребенок 6-7-ми лет шепотом говорит мне: «Но там же нет дедушки! Это что-то другое там лежит!» Он слишком мал, что бы понять: мама оплакивает не дедушку, а свою собственную жизнь, свое сиротство, свои утраченные душевные связи с близким человеком. Поэтому в случае горя в семье самый уравновешенный человек должен объяснить ребенку, что взрослым сейчас плохо, им надо поплакать, «отгоревать», что это – пройдет, и через время они снова смогут улыбаться и играть с ребенком. В противном случае ребенок может приписать себе ключевое значение в произошедшем несчастье и добавит хлопот родителям последующими нарушениями поведения.

Существует еще один ракурс проблемы.  В наши дни все больше приходит в этот мир сенситивных, чувствительных к энергиям детей. Такие дети могут испытывать стрессовые состояния и приступы страха смерти в периоды крупных планетарных катастроф, связанных с большими жертвами. Если ваш ребенок нередко понимает вас без слов, часто находится в задумчивом, созерцательном  состоянии, быстро устает в присутствии чужих людей, то вы сможете укрепить его сопротивляемость внешним воздействиям, изучив литературу, посвященную детям-индиго. Даже в городских условиях можно создать такому ребенку более благоприятную среду для взросления. С момента полового созревания эти дети, как правило,  становятся значительно крепкими физически, но в младшем возрасте нуждаются в особом сопровождении. Не надо путать подобные состояния с неврозами.

В заключение хочу сказать, что взрослые часто недооценивают великодушие и мудрость детей. Лучший совет родителям в критической ситуации  – быть искренним, но не разделять с ребенком своего отчаяния. Допустите мысль, что если вам очень плохо, значит  вы «не все понимаете».   Оставьте ребенку надежду на лучшее развитие событий, даже если сами вы этой надежды для себя не видите. И вы поразитесь той поддержке, которую неожиданно получите от общения со своим ребенком!

 С огромным уважением ко всем детям и родителям,

Светлана Добровольская

Обретение силы Любви

© «Obretenie-sily-Lubvi.ru» Цитирование и репосты данного материала возможны только в полном объеме, без купюр, с активной ссылкой на ресурс автора.

 
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Наталья

    Огромное спасибо!

    Ответить
  2. Эля

    Огромная благодарность за статью, Светлана!!!
    Вновь нашла и вернулась к Вашей статье, чтобы перечитать, когда вдруг ребенок 5 лет доселе легко относящийся к смерти, к разговорам, где упоминается о смерти (я даже не вникала ранее, как он относится к этому, но точно спокойно, так как подобных разговоров не вел). Когда умирал кто-то из родственником, я просто говорила, что он улетел на небо, он это легко принимал, и даже когда вспоминал, обсуждал, это все было без тревоги. Две недели назад играл с девочками 7 и 8 лет, пришел домой и перед сном стал тревожно спрашивать: “Мама, я никогда не умру? Никогда-никогда? Я не хочу умирать!!!” Сначала я попыталась сказать, что мы все когда-нибудь улетим на небо (раз он легко к этому относился), но он начал плакать! Я сказала: “Нет-нет, ты никогда не умрешь, и я не умру, и папа не умрет…” С тех пор каждый вечер перед сном он задает этот вопрос… Как он мне рассказал, особо не вдаваясь в подробности, что это девочки ему рассказывали разные “умиралки”. Вчера бабушка пересказывала сюжет какого-то фильма, а он мне шепчет на ухо: “Мама, скажи бабушке, чтобы она не рассказывала умиралки! Прямо сейчас скажи! Ну мама, скажи!!!” И как назло по телевизору (были в гостях у бабушки) мужчине становится плохо, сын явно боится этого сюжета, но заглядывает – что там будет дальше, я стараюсь отвлечь игрой, а он как завороженный смотрит, что там будет дальше… Стал реже расспрашивать (не каждый вечер), только если где-то услышит про смерть, а я не могу спросить, что именно девочки ему рассказывали, так как он сразу начинает паниковать.
    Даже не знаю, как себя вести в этой ситуации, что ему говорить. Хочу, как увижу этих девочек спросить, что они ему рассказывали, чтобы понять, что его так испугало? Но дело-то сделано… Теперь нужно суметь его успокоить и отвлечь от этих страхов… А как пока не знаю, пока только словами “Что ты никогда не умрешь” получается это сделать…

    Ответить
  3. Евгения

    бЛАГОДАРЮ!

    Ответить
  4. ОКСАНА

    Дорогая Светлана, спасибо за мудрую статью! я некоторое время назад перечитала,это все что смогла обнаружить относительно йоговских практик , ведущих к бессмертию в физическом теле,и обнаружила такую идею – что физическая смерть это коллективный выбор подавляющего большинства людей и люди сами не хотят интересоваться или практиковать все что с этим связанно , как правило , в большинстве…. мне это показалось очень интересным и я задала вопрос своим знакомым, хотели бы они заниматься йогой такой и получить ” результат”- и ответ был , что “не особо”…вот так …было бы интересно узнать Ваше мнение в таком ракурсе этой темы не простой…я лично считаю , что накопление знания и опыта , и самосовершенствования,требует большего времени физической жизни , как минимум 🙂 по легендам Гиперборейцы( наши предки) жили 1000 лет или могли жить пока желали, сохраняя юность в течении жизни сотни лет…

    Ответить
    1. Светлана Добровольская автор

      Я записала трансляцию – “Естественное омоложение.Возможности и преграды”
      Думаю на данный момент актуально воссоздавать здесь и сейчас нестареющее тело хотя бы лет 200, а там посмотрим:)http://obreteniesili.ru/preobrazhenie-sebia/estestvennoe-omolozhenie-vozmozhnost.html

      Ответить
      1. ОКСАНА

        🙂 спасибо за ответ 🙂

        Ответить
  5. Валерия

    Замечательная статья!
    Благодарю! Благодарю!
    Всегда так чувствовала! Моя сестренка не на кладбище) Я туда не ходила с самого дня проводов – не могла и не хотела… Объяснить не всем из окружения получилось, но главное мое внутреннее состояние. Берегу его.
    Потом в институте реинкарнационики поняла почему и общалась с сестренкой с удовольствием))

    Ответить
  6. Shanti

    Спасибо,дорогая Светлана,что осмелились затронуть такую тонкую тему. Адекватное принятие смерти,как неотьемлимой части колеса жизни очень важно.Тем более,что смерть не всегда приходит со старостью,как гармоничный итог завершения жизненного цикла. Это как раз вполне принимаемо людьми,а вот если уходят дети или люди в расцвете лет,то именно к таким событиям надо формировать у себя правильный,духовно ориентированный подход и передавать его нашим детям. Моя дочь последние несколько лет боится конца света. И смех и грех. Откуда она вбила себе в голову эту чепуху я знаю-дети в школе обсуждали “глобальные новости”.Почему эта тема так прочно засела в ее детском мозгу я тоже догадываюсь-нестабильность отношений моих и мужа,наш развод,увы. Вот у ребенка такой сумбур в голове,ведь подсознательно для нее конец света-это хаос в ее маленьком мире,тоесть в нашей семье. Она часто спрашивает меня,особенно если я хвораю:
    -Мама,а ты не умрешь?
    я отшучиваюсь:
    -На сегодня у меня таких планов нет !)))
    Но она упрямо продолжает допрос,тогда я спокойно говорю,что все мы однажды пришли в этот мир и когда нибудь покинем его-таков закон Мироздания. Конец в одном месте означает начало в другом.Я верю в реинкарнацию и обьясняю ребенку свое понимание смерти,исходя из данного учения. Я вижу,что такой подход успокаивает мою дочь и настраивает ее сознание на позитивную волну. Меня в детстве ни кто не учил правильному отношения к смерти,мысли о ней вызывали у меня панические атаки даже в 30 лет. За десять лет духовного учиничества я чувствую,что мое сознание расширилось и взгляд на многие вещи сильно изменился,включая и отношение к смерти. Конечно же я еще не на столько выросла духом чтобы с легким сердцем и без экзальтации принимать потери,но я уже хотя бы умею работать над собой в нужном направлении. Благодаря Вам Светлана и подобным Вам Учителям Света.

    Ответить
  7. Татьяна

    Здравствуйте, Светлана!
    Скажите, должна ли я предупреждать детей (7 и 4 года) о реальной опасности? Недавно у нас в поселке случилось убийство. Не раскрыли. Сама трясусь от страха. Хочу предупредить детей, если вдруг меня рядом не окажется, чтобы не доверяли незнакомцам.

    Ответить
    1. Светлна Добровольcкая

      Татьяна – объяснить детям, что с незнакомцами не надо разговаривать и принимать от них подарки надо было давно, причем не пугая, а просто указав, то люди разные бывают и не все – добрые.
      А на счет страха смерти – успокойтесь Ваши дети не для того рождались, чтобы не дожить до активного возраста, и не совершить своих великих дел!. Ни один человек не гибнет ПРОСТО ТАК. И главное условие – Любовь. Если ваши дети любимы, они очень ЦЕННЫ для Жизни и Жизнь их бережет – ведь они передадут эстафету Любви дальше!

      Ответить
  8. Светлана

    Благодарю! я как чувствительный к теме смерти человек, которого глубоко впечатляло всё, что связано с” уходом” (и даже в сюжетах по ТВ), в зрелом возрасте ловила себя на мысли, что не хочу своей 3х-летней дочери читать про смерть, отрубание голов, раздавливание и прочую жуть в детской литературе (у Маршака, в частности). Обнаруживая такой поворот сюжета, срочно хотелось переделать его, переиначить в менее трагичный – и переделывала. Потом дочь немного подросла, и я перестала – почувствовала, что как я отношусь, так и она воспримет. И потом, всё не переиначишь. Дочь подросла, можно объяснять уже многие вещи. Чтоб это стало частью мировоззрения, прижилось.

    Ответить
  9. Марина

    Однажды вот что мне рассказал 6 летний мальчик:
    -Бабуль, ты умрешь?
    -????
    -Ну, когда будешь старенькой?
    -Умру.
    -И я умру?
    -Нет, ты будешь долго жить.
    -Нет, и я умру.
    -А в землю закопают?
    -Закопают.
    -А потом на небо улетим, а потом опять на землю вернемся. Так и будет жизнь продолжаться…
    И побежал по своим делам. А я стою и перевариваю…и радуюсь какие умные дети и как могут нас успокоить.

    Ответить
  10. Irinka

    Здорово! Спасибо!

    Ответить
  11. Евгения

    Благодарю!!! Как мама и как человек у которого “уходили” близкие.

    Ответить
  12. Ания

    Прекрасная статья. благоадрю, Светлана.

    Ответить
  13. Ольга

    Очень хорошая и важная для нашего миропонимания статья. Начинать бы учить этому ещё в детском саду. Спасибо Светлана !

    Ответить
  14. Татьяна

    Светлана, благодарю за мудрость, чуткость и вдохновение )))

    Ответить