[dropcap color=»color»]Н[/dropcap]е знаю как у вас, а в средней полосе России наступила Весна!
Греются на солнышке первые желтенькие цветочки, ветерок наполнен благоуханием готовой вот-вот распуститься листвы, но главное – это весеннее СОЛНЦЕ! Оно заглядывает к вам в окно, поднимает настроение, зовет на свежий воздух:
«…скорее, скорее – вон из опостылевших за зиму помещений!»
Во всех дворах копошится разноцветно наряженная малышня, красивые молодые мамочки выхаживают с колясками в модных курточках и изящных «ботильонах», подростки оккупировали все свободные пространства, собираясь на свои спортивно-экстремальные тусовки… Очень люблю смотреть на все это!
Заложники обстоятельств
Но, к сожалению, есть возрастная категория детей, более всех нуждающаяся в «улице», но менее всех «получающая» ее – это дети примерно 6-10лет. Дело в том, что в городе считается опасным отпускать во двор погулять на 2-3 часа ребенка такого возраста, а взрослые уже не чувствуют себя «обязанными» выгуливать их, как грудничков или малышей.
Да и «выгуливание» это, честно говоря, сущее мучение, как для старших, так и для младших. Песочницу или «качельку» мы явно переросли, а лазание по деревьям, игра в футбол, или казаков-разбойников явно не предполагает инспекторский взгляд родителя.
Вот и получается так, что ребенок «младшешкольник» оказывается целыми днями в помещении – то учеба, то кружки, то уроки, то «маме некогда торчать с тобой на улице»!
Я знаю, что многие молодые родители, жертвуя в чем-то комфортом, стремятся купить себе обычный деревенский дом недалеко от основного места жительства, «чтобы у детей было детство». Но все же, большинство городских детей неделями никуда не выезжают!
А ведь «улица» – это не только свежий воздух!
Это – полигон для изучения собственных возможностей!
Улица как тренажёр
В одном из выпусков рассылки, посвященном детской инициативности, я писала о том, что никакие «развивающие занятия» не могут сравниться с возможностью для мальчика залезть на дерево, построить шалаш, развести костер или прыгнуть с гаража. А девочкам очень важно освоить тонкости социального взаимодействия вдали от оценок и защиты взрослых!
Хотя эти гендерные роли в наши дни очень условны, и возможно, для вашего мальчика ценным окажется опыт руководства группой малышей в постройке песочного замка, а для дочери – игра в футбол с ребятами старше ее на пару-тройку лет.
Главное – что это не «организованная» деятельность, в которой присутствует оценочная роль взрослого.
И в ней все выводы нужно делать самому, и из проблемных ситуаций выходить самостоятельно!
Такой опыт наполняет жизнь растущего человека смыслом, делает его уверенным в себе и готовым к неожиданностям (которых, кстати, полно в нашей нынешней взрослой жизни)!
Поглощение виртуальным пространством
Предвижу возражения многих родителей под девизом: «Какая улица? Его от компьютера не оторвешь!» — конечно, не оторвешь!
Если в возрасте 5-6 лет, когда очень хотелось просто носиться по улице, или брызгать палкой по лужам, или прыгать с любых мало-мальских возвышенностей – не было такой возможности!
И гулять с удовольствием некому было с ребенком, и одежду за ним стирать не особо хотелось, да и тащиться в какой-нибудь двор, похожий на двор, а не урбанистическую свалку – желания не рождалось!
Проще мультик включить, или в очередную «развивалку» сдать до вечера. А когда ребенок подрос и, в принципе, мог бы сам «гулять», он не знает – что там, на улице, ему делать.
Не ленитесь!
Дайте ребенку больше реальной жизни — с запахами, красками, движениями, с разновозрастной компанией, с лужами, песком и грязью! Пока она еще ему нужна!
Я не противница компьютерных игр, очень часто это единственная форма психологической компенсации и детей и взрослых в отсутствие подлинных, живых впечатлений. Но поверьте, – в 6-7 лет ребенок еще готов жить сам, а не проживать роли виртуальных персонажей!
Не упустите этот возраст – помогите растущему человеку исследовать настоящие овраги и пустыри, а не «зоны» из «Сталкера»! Не смотрите на мамаш во дворе, для которых чумазый ребенок – укор родителям! Если человек исследует пространство, он должен и по-пластунски полазать, на заборе повиснуть. Дайте ему такую возможность! Найдите для него приемлемую среду обитания!
Ваша мудрость и забота вернутся к вам не только зрелостью характера вашего ребенка, но и несравненной для «домашних» детей физической и психологической выносливостью!
Зарядка живительным эфиром
Я уж не говорю о такой специфической группе «новых детей», которых правильнее всего назвать «эльфами» — они просто гибнут без свежего воздуха! Такие дети могут очень мало есть, и совершенно нормально развиваться, если им не мешают «околачиваться на улице» по нескольку часов в день. Летом с ними нет никаких проблем, но когда начинается детский сад или школа – они «вянут» на глазах! Становятся раздражительными и невнимательными, плаксивыми или, наоборот, заторможенными… И дело не в учебных нагрузках — им просто не хватает СВОБОДНОГО ПРОСТРАНСТВА для жизни!
Да и сами вы, дорогие родители, часто ли бываете во время рабочей недели на улице? Хотя бы полчаса в ближайшем сквере? А как вы себя чувствуете? Полны ли сил и творческих идей?
Кислород – это основа всех процессов жизнедеятельности, между прочим, и в первую очередь – мыслительных процессов!
Если вы не дышите свежим воздухом и не даете дышать своим детям, то вы заведомо ставите себя и их в режим стрессового существования…
Так что я желаю вам воспользоваться весенним обновлением Природы и «зарядить» свои организмы на весь последующий год живительными эфирами распускающихся листьев и цветов! Дела подождут, а Жизнь – ждать не может! Особенно – быстротечная детская жизнь, от которой столь многое зависит в будущем!
С глубоким уважением ко всем детям и родителям, Светлана Добровольская.
Благодарю, Светлана!Как во время спустя годы увидела статью. Моему мальчику скоро 6 и я с ним прошла уже огонь и воды. Сегодня я гуляла на площадке и он ползал коленями в песочнице. Пришла мамочка с ребенком и говорит «Зайка, не стой на коленях». Ну прямо как я, да ещё и под соусом «зайка». Усилием воли не сказала своему ребенку ничего, пусть и выглядела горе мамашей. Он не оставляет мне запасного выхода — или меняться или «моя любовь закончится» и «я умру», если ты меня будешь ругать… Смотрю кругом и просто единицы тех, кто разрешает быть ребенком, остальные давят, организуют, воспитывают.
Благодарю за статью! Напомнила, ЧТО же в жизни — самое главное — это САМА ЖИЗНЬ в том виде, в котором ее создал сам творец, а не человек. Согласна, что природу и общение не заменит никакая игрушка.
Благодарю. Мои дети взрослые, но все -равно читаю с удовольствием..
Светлана! Благодарю за эту очень своевременную статью!
Вчера как только прочитала ее, тут же позвонила старшей дочке и предложила прогуляться в парке (дабы и он, и моя работа — совсем рядом с домом).
Как она обрадовалась! Пришла к шести и мы с ней с большим удовольствием прогулялись по парку. И воздухом подышали, и по снежным горкам она полазила, и пообщались, и поговорили. Только мы вдвоем — я и она!
Прекрасный заряд бодрости!
Благодарю Светлана,очень нужная напоминалка.
Даже живя в деревне,трудно детей отправить играть на улицу,компьютер на первом месте,приходиться применять всякие хитрости,если сама не иду с детьми.А когда со мной -одеваются бегом и вприпрыжку.Не хватает качественного общения с мамой дома)),а на природе можно общаться на любую интересующую тему.Позавчера ходили в лес, ползали даже по пластунски) по оврагам, т.к. наст не держал.Я сама получила огромный заряд.
Очень благодарна Вам .Светлана, за своевременные подсказки !!! Всю информацию вашу читаю с большим интересом и принимаю к сведению.
Спасибо!!!
Мне стало особо понятно необходимость как можно чаще находиться на свежем воздухе после прочтения ченелинга, где было сказано что более 80% энергетического обмена человека проходит именно с Землей! И посмотрите в глаза людям после возвращения с природы! Сколько там свободы, радости, и одновременно покоя и умиротворения! Ведь на природе мы расслаблены! Значит уходят блоки и энергия начинает свободно циркулировать в организме, происходит самооздоровление!
Спасибо очень нужная и своевременная информация!!!!