Я приветствую не только своих коллег-родителей, но и всех тех, кому интересны движущие силы человеческих взаимоотношений. Потому что именно во взаимодействии взрослых и детей коренятся причины всех дальнейших человеческих отношений!
Любимые дети в дальнейшем способны стать любящими взрослыми; уважаемые дети способны вырасти людьми, ценящими человеческое достоинство… А тот, кто в той или иной степени был лишен этого в детстве, всю свою «взрослую» жизнь так или иначе выслуживает любовь, или отнимает силу у других, конечно, до той поры, пока не поймет, что таким способом невозможно обрести счастье и не начнет ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ СЕБЯ САМ!
Фундаментальный период в жизни человека
Честно сказать, мне не встречалось людей среднего возраста и старше полностью свободных от этой проблемы (то же самое могу сказать и о себе). Кто-то «хочет быть хорошим» и невольно провоцирует людей «попользоваться» своей добротой, кто-то, напротив, очень боится показать свою эмоциональную уязвимость и прячет ее за суровым или агрессивным поведением, а кто-то успешно играет удобные для взаимодействия роли, испытывая в душе пустоту и усталость. И все потому, что в детстве близкие люди не ценили и не уважали непонятную для них детскую жизнь. Причем очень часто это были заботливые, любящие близкие люди! Просто в обществе в то время был распространен стереотип о том, что детство – это всего лишь подготовка к взрослой жизни, а не отдельный, в полном смысле слова ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ период в жизни человека!
Удивительное отличие новых детей от прежних в том, что они не просто являются объектом воздействия родительской любви или раздражения, а практически с первых дней жизни САМИ ТРЕБУЮТ К СЕБЕ определенного уровня уважения и заботы! И они бурно демонстрируют недовольство вмешательством взрослых в свою жизнь вне зависимости от возраста.
В семьях, где принято рассказывать о своих чувствах, такие дети уже в 2-3 года в ответ на родительское подшучивание могут серьезно произнести: «Никогда не говори со мной такими словами! Мне это очень неприятно!» Или, например, могут сказать: «Выйдите из комнаты все! Я хочу быть один!» С таким ребенком несложно договориться, если проявлять к нему уважение и подбирать аргументы, доступные его пониманию. Например, говорить не «кушай хорошо – вырастишь большим», а «к сожалению, до вечера нам не придется перекусить, поэтому решай сам: или останешься голодным до ужина, или поешь сейчас».
В семьях же, где люди обращаются друг к другу в основном в повелительном наклонении: «принеси-унеси, сделай так-то, купи то, подай это», — малыши в случае недовольства швыряют вещи, шлепают родителей, визжат и плюются. Причем применение физической силы со стороны взрослого приводит только к еще большей агрессивности ребенка. И прежде чем «договариваться», такого ребенка нужно научить выражать свой протест в адекватной форме: «Я злюсь!», «Мне не нравится то-то и то-то», «Отойдите от меня». Проблема состоит в том, что в подобных семьях сами взрослые не умеют называть вещи своими именами, а уж тем более — осознавать свои чувства!
Тем не менее, когда ребенок становится полностью неуправляемым (на фоне нормального интеллектуального развития), взрослые вынужденно учатся вести себя разумно, а не подавлять друг друга. В семье реально меняется микроклимат, причем достаточно осознать и измениться одному родителю, как вся семейная система взаимоотношений полностью преображается (этому же я учу на своем курсе «Жизнь в избытке сил. Как наполнять себя ресурсами»)
Хотя невозможно отрицать медленное, но верное движение человеческого общества в направлении уважения прав личности, дети лишь недавно перестали восприниматься как «недо-люди».
Так же, как в XVIII веке «просвещенным аристократам» было странно ожидать от крепостного мужика ранимости чувств, — сегодняшним родителям часто даже не приходит в голову, что двухлетнего ребенка можно оскорбить!
«Смотри-ка! – нередко восклицают старшие члены семьи, — от горшка два вершка, а обижается, прямо как взрослый!»
Поводом для «оскорбленного достоинства» может послужить, например, «безобидное» поведение бабушки, которая утром будит трехлетнего ребенка со словами: «Би-ип, би-ип! Пора вставать!» — и надавливает ему на кончик носа.
Когда я задала бабушке вопрос: «Как бы Вам понравилось такое поведение, например, со стороны Вашего супруга в тот момент, когда Вы досматриваете свой самый сладкий сон? А если бы такое действие совершил великан в 7 раз больше Вас весом?» — она задумалась.
А как бы вы отнеслись к тому, если бы вас насильно запихивали в комбинезон? Или, улучив момент, всунули вам ложку с неприятной едой в рот? Или насильно усаживали на унитаз, когда вы этого не хотите? Или стали бы публично вытирать вам сопли?
Примерьте к себе те действия, которые совершенно нормально большинство взрослых осуществляет в адрес детей!
«Ну, это же для их блага!» – восклицают многие. Увы! Как выяснилось за последние годы, очень многое из того, что принято делать с детьми, не идет им на пользу! Начиная с «укутывания» и «откармливания», и заканчивая «ранним развитием».
Каждый несёт за себя ответственность сам
Но сейчас я не об этом. Я — о другом.
О том, что Новые Дети растут для Новой Жизни в обществе, где каждый несет за себя ответственность сам.
Долгое время на протяжении истории человек был заложником своего рода, потом своего класса, потом своего социального слоя, некой идеологии, некой религии, которые требовали от него соответствия своим нормам и в награду давали чувство стабильности, а шаг влево, шаг вправо жестоко карался!
Между тем все эти классовые и идеологические ценности создавались другими людьми — теми, кто считал себя вправе их создавать. «Массы» передавали ответственность за свою жизнь лидерам, а те регулярно ввергали людей в катаклизмы.
Апофеозом этого стали авторитарные режимы двадцатого столетия.
Сегодня мы не особенно верим в непогрешимость наших правителей и ясно понимаем — по-настоящему рассчитывать можно только на себя! На свои таланты, на свою способность успешно взаимодействовать с людьми, на свое умение быстро «перестраиваться» вместе с новыми жизненными вызовами. Люди понемногу начинают принимать свою силу во влиянии на правительства и политиков. Все труднее скрывать правду тем, кому она не выгодна. Все больше событий теряют «полярную» трактовку. В мире оказывается очевидным множество разнонаправленных «истин». Нет 100% правых и 100% виноватых…
Наверное, сама Природа позаботилась о том, что бы люди Нового Времени, теперешние дети, росли независимыми и не доверяли слепо авторитетам. Ключевой вопрос, который задают сегодняшние дети: «Зачем?»
А ключевой родительский ответ прошлых времен: «Так надо!» — нисколько не является аргументом для нынешних детей. «Кому надо?» — допытываются они.
И как только родители начинают ЧЕСТНО искать ответ на этот волшебный вопрос: «КОМУ НАДО?» — их ждут удивительные открытия!
Оказывается, мы столько делаем в своей жизни бесполезного и даже вредного только потому, что «это принято». Я думаю, каждый сможет сам определить пару-тройку бессмысленных действий, которые он постоянно совершает только потому, что ВСЕ ДЕЛАЮТ ЭТО.
А дети не хотят!
И, я вам скажу, — не захотят!
Вы можете воевать с ними, доводить себя и их до психосоматических заболеваний, отстаивая привычные, распространенные «надо»!
А можете услышать в упрямом несогласии детей подсказку и посмотреть на изменившийся в XXI веке мир новым взглядом.
Взглядом, основанном на ваших истинных потребностях, а не на общепринятом «стандарте»!
С огромным уважением ко всем детям и родителям, Светлана Добровольская.
Благодарю Вас Светлана!
Благодарю вас Светлана!
Здорово!!! Спасибо Вам, Светлана, от мамы 4-х деток. Счастья Вам!
Светлана, искренняя благодарность вам за вашу мудрость в ваших статьях!!!!!!!!! Пазл складывается!!!!!!!!! УРРА!!!!!!!
Огромная благодарность, Светлана! Это потрясающе актуально для меня. ) Спасибо!
Огромная благодарность, Вам, Светлана!
Светлана, спасибо Вам!
ДАаааааааааа!!!! СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!!
Благодарю!