[dropcap color=»color»]П[/dropcap]оговорим сегодня о наших родительских надеждах.
Ко мне часто обращаются молодые родители, стремящиеся как можно раньше «развить» своего ребенка. Нередко в таких семьях я вижу детскую комнату, оборудованную всеми возможными «прибамбасами» — от полного ассортимента «Кубиков Никитина», деревянных вкладышей, «сенсорного» материала, до стадионов с горками и бассейнов с шариками. (Я уж не говорю о всевозможных «развивающих логику» лото, «зоопарках», «азбуках», «математиках» и т.д. с 1 года).
Нередко молодые мамы жертвуют своей собственной жизнью – «по часам» занимаясь «развивающим обучением» с ребенком с утра до вечера. Как Вы догадываетесь, приглашение психолога для индивидуальных занятий обусловлено «недостаточно эффективными» результатами родительских усилий!..
Почему?.. И что, собственно, можно считать результатами?..
Гигантское количество предлагаемого сегодня методического материала в специализированных детских магазинах можно сравнить только с ассортиментом «чудодейственных» БАД, рекламируемых на Радио России: на все случаи жизни есть «волшебные» мази, капсулы, гранулы – скорее заказывайте и исцеляйтесь!.. И ведь что удивительно – «развивающие игры», так же как и «уникальные природные препараты» действительно должны быть эффективными, исходя из своей «рецептуры». Каждый раз, выбирая наглядные пособия для своей работы, я изумляюсь методическому обоснованию предлагаемых комплектов – комар носа не подточит — и возрастные особенности учтены, и новейшие исследования в области психологии восприятия, и опыт какого-нибудь знатного логопеда обещает великолепный результат!..
Саморазвитие требует пространства для жизни
Но я-то (в отличие от родителей) знаю по многолетнему опыту – «обмануть» детей в значимости всего этого для них можно будет очень на короткое время, и …слава Богу! Потому что неудержимое побуждение к саморазвитию, живущее в каждом ребенке, побуждение, которое гениальная Мария Монтессори назвала «Орме» и призывала взрослых с благоговением относиться к этому потрясающему механизму самораскрытия человеческого существа, требует свободного пространства для своего проявления! Не удивительно, что ребенок стремиться оставить место для жизни, игнорируя развивающие занятия!..
«Ни философы, ни ученые не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель – использование жизненных потребностей и законов. Только сам ребенок может выявить эти законы и потребности – своими спонтанными реакциями, своими успехами.Мы увидим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли он. Подсказками будут служить интенсивность его деятельности, постоянство свободного выбора. Мы должны будем учиться у него и помогать ему всем, чем только возможно!» ( М. Монтессори, «Помоги мне это сделать самому», М. 2000г.)
Навязывая малышу информацию о мире, вместо живого, чувственного опыта, мы мешаем ребенку развиваться, отвлекаем его от созерцания и проживания ощущений, сводим все многообразие познания к ментальным процессам!..
Милые люди, хочется мне сказать!..
Дорогие родители!..
Уважайте Природу!.. Природу Человека!..
Организм – не просто химическая лаборатория, в которой можно простым балансом микроэлементов созидать и разрушать!.. Сознание ребенка – не компьютер, который нужно загрузить для последующей успешной эксплуатации!..
Все гораздо сложнее и проще!!!
Человек – уникальное Создание вселенной. Предназначение его явно выходит за рамки биологического воспроизводства. Мы живем в эпоху великих перемен: для все более широких слоев населения становиться ясно, что «мысль – материальна»: от того, кем мы себя ощущаем зависит то, как мы живем и достигаем своих целей!..
Хорошее образование = эмоциональный комфорт + богатство опыта
Сегодня стало очевидно: социальными процессами управляют пиар – технологии, люди чувствуют: политические и рекламные компании воюют за сознание электората, а «в жизни» преуспевает тот, кто умеет быть независимым и способен программировать окружающих. Общество разделилось на неравные части: тех, кто создает программы и тех, кто готов обменять свою свободу на безответственность ведомых, к тому же имеющих все основания обвинять «программистов»!
И эта вторая группа так велика, потому что с детства ее «обучали и воспитывали», как получше «встроиться» в Систему. Мы с вами наблюдали трагедию целого поколения, вызванную разрушением Советской Системы, однако, по инерции, чувствуем себя в безопасности именно в рамках Систем,- образования, здравоохранения, административной например, — не замечая, что они давно перестали быть оплотом стабильности и залогом успеха!..
Понятие «хорошее образование» за последние 10 лет кардинально изменилось – это уже не объем информации, полученный в престижном учебном заведении (она слишком быстро обновляется!), а умения и навыки эффективного использования своих и окружающих жизненных ресурсов. Что совершенно невозможно без гармоничного эмоционального состояния.
Интернет полон предложений развивающих курсов на тему «Как стать успешным», в основе которых лежит древний «Путь к себе» – к осознанию и раскрытию своего неповторимого потенциала. Публичные люди не скрывают своих увлечений йогой и другими практиками самосовершенствования. Уникальность творческого видения человека и его значимость для преуспеяния стали очевидными в самых простых видах деятельности – от торговли до создания небольших производств!..
А что же родители? Кого они надеются вырастить?
Увы!.. Они жертвуют естественным, целостным созреванием психики ребенка, основанном на эмоциональном комфорте и богатстве опыта, в пользу освоения навязываемых ребенку умозрительных задач!.. Все раньше и раньше хотят занять ребенка «полезной» деятельностью. Полезной для кого? Для того, кто с младенчества оккупирован чужими планами и желаниями? И тратит все свои силы либо на борьбу с ними, либо на их выполнение?..
Или для взрослого, который не замечает, что «прячется» в активную «деятельность по развитию ребенка» от своих собственных неудовлетворенностей?..
Я очень высоко ценю создателей различных «программ раннего развития». Большей частью это люди, понимающие детей и восхищающиеся их потенциалом!.. Для создателей не стоит вопрос «как заставить ребенка развиваться!» — они предлагают развивающую среду, увлекая ребенка за собой.
Однако, Чудо жизни в том, что каждый из нас неповторим…
В этом же – и разочарование жизни: прекрасные педагогические методы в руках людей с другими мотивами деятельности наполняются прямо противоположным содержанием, оказывая деформирующее влияние на психику ребенка. В этом – печальная судьба авторских школ: с уходом из жизни харизматичного педагога его метод мельчает, тонет в подробностях и перестает окрылять детей! Поскольку развивают ученика не методики, а тот уникальный тип общения взрослого и ребенка, который стимулирует расцвет индивидуальности растущего человека. В основе его – богатство личности взрослого, его магнетизм и способность любить!
Позвольте детям жить, а не изучать информацию о жизни
К сожалению, обычно «озабоченными» родителями движут не любовь и восхищение юной жизнью, а честолюбивые амбиции, страх «недодать» ребенку, страх оказаться недостаточно хорошим и современным, да просто потребность самоутвердиться!..
Всем известно, что в природе не бывает двух одинаковых снежинок, однако в развитии детей родители, воспитатели, учителя ожидают увидеть типичные достижения и в соответствующем возрасте:
Ах!.. Ему уже 2 года, а он не говорит!..
О, ужас! Ребенку 4 года, а он не хочет учиться азбуке!..
Помогите!!! Она путает названия цифр, хотя ей уже пять лет!..
И бедного ребенка лишают самого необходимого – СПОНТАННОСТИ жизни, той питательной среды, в которой проявляются уникальные наклонности ребенка – то, что позволит ему РЕАЛИЗОВАТЬСЯ как неповторимому члену общества!..
Новые дети сопротивляются этому с потрясающим упорством, хотя и не без потерь!.. Они побуждают нас, взрослых, жить, а не изучать информацию о жизни!..
Вместо того, чтобы осваивать с малышом карточки «Времена года» или «Явления природы», идите-ка, дорогие мамы и папы, к ближайшей луже в парке, измерьте ее глубину, расскажите ребенку откуда она взялась, полюбуйтесь на то, как в ней отражаются облака (будущие дождики) и ветви деревьев (для которых дождевая вода – сама жизнь). Вдохните осенний (весенний, зимний) ветерок, пофантазируйте с ребенком – откуда он прилетел, и Ваше трехлетнее чадо получит такую порцию «развивающего обучения», с которым не сравниться годовой учебных курс «Я познаю мир!»
Дети наделены редчайшим талантом – образным восприятием мира! Они «впитывают» впечатления жизни и это позволяет человеку освоить 90% информации о мире до 5ти лет! Понимаете, интеллектом мы познаем за всю свою жизнь только 10%, а 90%- в детстве чувствами!..
И что же делаем мы, заботливые взрослые?
Мы хотим, как можно раньше, вытеснить информацией о мире — понятиями, знаками, абстрактными логическими связями – сам МИР из жизни ребенка!..
Может быть наоборот, постараться увидеть за привычными явлениями неповторимое течение Жизни? И разделить это видение с ребенком?.. Больше всего наши дети нуждаются в живом, внимательном взгляде на них самих и на то, что привлекает их внимание. Разделите изумление ребенка узорчатым листом, блестящим стёклышком, сверкающей сосулькой!.. И в этот момент деликатно добавьте информацию по поводу – вы воспитаете таким образом не просто эрудита, а человека, способного видеть и осознавать!..
Огромное спасибо, Вам,Светлана! Такие статьи для меня, как глоток свежего воздуха!Моему сыну сейчас почти 4 года. Мы столкнулись сейчас как раз с этой системой «что должен ребенок, а что нет». А то, что мой сын просто не захотел общаться с этими «супер — знатоками», это никого не волнует. Просто написали, что он ничего не умеет. Хотя бы с родителями поговорили. Объяснили бы, что за проблемы. А то получается, что мать отдельно, а ребенок с воспитателями отдельно. Когда я попыталась спросить, какие конкретно претензии к ребенку, никто ничего членораздельного не ответил. Решила не зацикливаться на этом и пойти своим путем.
Благодарю за статью! Жаль, что 9 лет назад мне эти знания не были даны и мой первый ребенок был вовлечен во все занятия раннего развития, какие только можно. Теперь вижу, что ой как не на пользу это пошло. Да, он умный, да, он лучший в классе, но заслуга ли это в раннем развитии, не знаю. Но у ребенка отняли детство. И сейчас это ребенок со взрослым восприятием мира, который не может расслабиться и не может просто быть счастливым. Второй малыш рос уже без такого количества занятий. И это ребенок счастлив просто потому что есть, никому ничего не доказывая. Просто жаль упущенной время. И сейчас смотрю на всех родителей которые бегают с детьми по всем клубам, студиям и понимаю, что дети лишаются простого общения с родителями и детского восприятия жизни.
Светлана, как вовремя!
Благодарю Вас за статью. Моему сынуле сейчас полтора года, читала статью, а ком слез к горлу подступал — считала себя осознанной мамочкой, а оказывается — много еще открываться надо чтобы соответствовать своему чуду и не загубить мое сокровище!
Он мой учитель, которому сейчас нужна забота и Радость игры! Жизни насыщенной)
Благодарность огромная Вам, Светлана!
Моя подруга, у неё малышу сейчас 1,5 года, рассказала мне недавно: они вдвоём играли, и она так сильно погрузилась в игру вместе с малышом, что когда в комнату зашла её мама и «выдернула» её из этого состояния, она прочувствовала всю боль от этого вынужденного прекращения такого важного ДЕЛА. Она буквально ПРОЖИЛА те чувства, которые испытывают дети, если их прервать в их занятиях. Это ОЧЕНЬ больно, это РАНА. Очень рада за неё. И грустно, что я со своим сыном, которому сейчас 9, далеко не всегда была внимательной в эти его самые важные первые годы жизни.
Благодарю. Здорово и здорово!
Светлана, примите мою благодарность!!!! Очень правильно и своевременно написано….Открываешь городской справочник,а он пестрит рекламой групп раннего развития.Малыш не успел родиться,а он уже ДОЛЖЕН ходить в группу,где его учат всему-всему…..А ребятишкам действительно трудно запоминать времена года,месяцы,дни недели потому что дни все до безобразия одинаковые.Детки не умеют мечтать и воображать…….