[dropcap color=»color»]П[/dropcap]риветствую вас, дорогие мои коллеги – родители!..
Я рада, что отклики на мою предыдущую статью, продолжают поступать. Значит, действительно – менталитет меняется, и «новые родители» способны по-новому посмотреть на подростковую «вольницу».
Напомню: я писала о том, что в возрасте 12-14 лет учеба теряет свою значимость для детей, отходит на второй план, мальчики и девочки начинают «примерять на себя» свою гендерную роль в безопасном возрасте, не осложненном риском серьезных отношений.
Под серьезными отношениями я понимаю глубокие чувства к представителю противоположного пола, возникающие лет с 17-20, способность сделать созвучный своей душе выбор, а не «броситься в омут» сентиментальных или навязанных массовой культурой стереотипов.
Поэтому родителям стоит относиться к бесконечному «висению на телефоне», «уличным посиделкам» и «экстремальному прикиду» подростков с большим уважением – все это формы психологической адаптации к своей новой роли в жизни!..
Согласна, сохранить в этот период хорошие отношения с подростком (на фоне резкого падения интереса к учебе), а значит – контролировать ситуацию — трудно, потому что слишком «экстремальны» формы субкультуры этого возраста, трудно их принять и, тем более, оценить!.. Гораздо проще встать в позу воинствующего «моралиста» и обвинять ребенка в лени или разгильдяйстве.
По этому поводу хочу процитировать одно письмо ко мне:
«Здравствуйте!
Только что прочитала ваш выпуск.
И нашла все ответы на свое поведение в подростковом возрасте с 11 до 18 лет. Вы так все точно описали. И самое главное, что даже не ошиблись с результатом всех этих гуляний стайками и общения с мальчиками (на мое счастье — без последствий).
В 18 лет я встретила своего будущего мужа. И на тот момент я уже на 100% знала, что я жду от своего спутника жизни. Я уже точно знала, что этот человек именно он и есть. В июне мы отметим 7 лет нашей счастливой совместной жизни. У нас есть сын (2 года) и большие планы на будущее.
И самое главное, что я понимала еще в 18 лет, что я уже нагулялась-наигралась-навыпивалась-накурилась и т.п. и теперь мне нужна просто спокойная и счастливая семейная жизнь».
Очень рада за эту девушку.
От себя добавлю, что при наличии в семье настоящих основ здорового образа жизни вашему ребенку не будет угрожать соблазн вредных привычек, поскольку перед ним всегда существует пример родителей – здоровых, красивых, свободных от зависимостей.
Я сама в свое время, получая 1-ое, музыкальное, образование, вращалась в «богемной» среде, где 99% студентов и педагогов курили. Но пример сознательной жизни родителей сформировал меня таким образом, что я без всякого «морализаторства» и противопоставления себя основному социуму осталась свободной от этой привычки.
А уж в теперешнее время, когда «здоровый образ жизни» в моде – не надо бояться влияния улицы, если вы уже естественным образом позаботились о своем влиянии!..
Ну, а теперь – новая тема.
Учебный год подходит к концу. Многие дети буквально «доползают» его до конца… ( И учителя, кстати, — тоже!..)
Ко мне часто обращаются с вопросом: «Что делать? Ребенок учит только те предметы, которые ему нравятся!..»
Или: «Если ему не нравится учитель, он не хочет учить предмет!..»
Интересно, что лет 8 назад (когда я работала в основном с гораздо менее гуманными родителями, чем вы, уважаемые читатели) очень заметна была динамика «ожиданий» в отношении «способного, но не послушного» ребенка, столкнувшегося со школьными проблемами:
- «Должен быть лучшим!..» ( 1-2 класс: моим советам не внимают).
- «По крайней мере – не хуже других!..» (3-4 класс: опять «не очень слышат»).
- «Он, хотя бы, не дурак?..» (5-6 класс: кое-что из моих слов просачивается в сознание).
- «Помогите, что бы он нас услышал!!!» (7-9 класс: родители уже многое слышат, ребенок психологически «отсутствует в семье»).
- «Верните его нам, пожалуйста!.. Нам все равно – как он учится и чем увлекается!!! Только пусть вернется домой!!!» (с16 лет…)
Это — история детей «из хороших семей», детей, которых учителя признавали способными, даже одаренными, но «неорганизованными», «невнимательными», «ленивыми», «с гонором».
К счастью, времена меняются. Вот письмо из почты рассылки:
«Добрый день, Светлана.
Я являюсь подписчиком рассылки «Родителям обыкновенных детей индиго». Мой сын, 12 лет, является «очень обыкновенным ребенком индиго». Я всегда прислушиваюсь к Вашим советам. В отношениях с сыном придерживаюсь политики «договариваться». Конечно, я не идеальная мама. В некоторых случаях применяю свой авторитет и давление, но это в 20% из 100. В большинстве случаев мы просто договариваемся с ребенком. Я очень хорошо помню свое детство и стараюсь не допустить ошибок моих родителей в воспитании детей. Я считаю, что мой ребенок растет самостоятельным, обласканным моей любовью, имеет собственное мнение на многие ситуации (даже во взрослом мире). Однако у нас есть проблема с учебой. Он учит только то, что ему интересно и нравится (например, экономику). В то же время, совершенно не хочет учить английский язык (у него конфликт с учительницей), математику («я не понимаю, как объясняет ГВ»), историю, не любит физкультуру. При этом спрашивает меня: я стану плохим человеком, если не буду знать что-то? Пытаюсь объяснить ему, что оценки в аттестате нужны для поступления в ВУЗ, что с 3 не берут в 10 класс, что упустишь сегодня – завтра сложнее учиться. Но, кажется, я зря сотрясаю воздух. Учителя звонят по телефону по-прежнему, часто. Сын не любит ходить в школу. Зато испытывает истинное наслаждение, заходя в магазин тканей (он любит шить). Часто болеет (ЖКТ), в это время готовит вкусные обеды-ужины, рисует эскизы нарядов (конечно, для меня) и совсем не заботится о том, что пропускает много школьного материала. Возможно, у него плохая адаптивность к школе. Но школа является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Даже не знаю, что мне делать. Может быть, у Вас есть совет и на этот случай?»
Я думаю, что это — замечательная мама!.. Просто, как и многие из нас, пока еще не свободная от стереотипов.
Проблема в том, что мы, родители, чувствуем себя как бы «обязанными» системе народного образования :«школа является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка» (что юридически уже несколько лет как не так!..)
Мы «должны соответствовать» ее ожиданиям: побуждать ребенка ходить на занятия, которые ему не интересны; заставлять с уважением относиться к преподавателям, далеким от педагогического призвания; требовать выполнения домашних заданий, в своем объеме давно перешедших планку нормальной физиологической гигиены труда ребенка…
Я очень надеюсь, что молодые мамы и папы могут честно задать себе волшебный вопрос: «Зачем все это нужно?» — задолго до того, когда конфликт ребенка со школой станет катастрофой его жизни вообще!..
Недавно я прочла в одном глянцевом журнале статью, посвященную первоклассникам, где всем известные факты о перегрузках в современной школе, о «невменяемости» многих учебников, и их «пересочинении» каждый год, тем не менее, приводят автора к совершенно неожиданному для меня выводу: «Давайте, товарищи родители, готовить ребенка к этому «аду» как можно раньше, что бы он прошел все эти огонь, воду и медные трубы как можно менее болезненно!..»
А зачем?!
Оглянитесь вокруг:
Успешной в этой жизни может стать лишь подлинная индивидуальность!..
В современном информационном обществе самый дорогой капитал –это креативность, гибкость мышления, оптимизм и психологическая независимость!..
«Образование» сейчас совершенно не равно «диплому», поэтому при устройстве на работу в любое более или менее уважающую себя организацию нужно пройти тесты. А они касаются в первую очередь способностей!.. И, в и более всего – способностей осваивать «новые подходы»…
Может ли исполнительный ребенок, научившийся в школе «насиловать себя» ради нужного взрослым результата, стать успешным?..
К счастью, «новые дети» отказываются «разрушать себя»…
Поэтому – борются со школой или игнорируют ее…
«…Оценки в аттестате нужны для поступления в ВУЗ, … с 3 не берут в 10 класс, …упустишь сегодня – завтра сложнее учиться».
Сейчас, в апреле 2015 года, я могу спросить вас: много ли вам встречается наемных молодых работников, довольных своей жизнью после окончания вуза?
Причем у меня огромная выборка – от выпускников провинциальных институтов до владеющих несколькими иностранными языками специалистов международного уровня. На нижних ступенях социальной лестницы царят апатия, уныние, безразличие к будущему, на верхних – неврозы, психопатия и отчаяние от того, что карьерные цели, из-за которых ты рвал жилы 11-15 лет – со старших классов школы, вуза (или вузов!) и всяческих MBA, привели тебя к саморазрушению к 30-ти годам!..
Не надо мне говорить, что «не у всех же так» — если ВЫ читаете этот выпуск, ВАШ ребенок относится именно к двум категориям (составляющим сейчас большинство молодого населений развитых стран):
- «Я хотел быть хорошим и оправдать надежды родителей» (как правило, это те, кто преуспел в карьере, измываясь над своей душой — люди постарше);
- «Мне невыносимо играть по вашим правилам» (полный саботаж обучения — наши дети).
Выход?
Оглянитесь вокруг. Вы видите здорового инициативного молодого человека? Он РАБОТАЕТ НА СЕБЯ. Курьером, такстистом, парикмахером, кондитером, плотником, механиком, видеооператором, беби-ситером и прочее. Многие «окончили» вузы, и ни дня не работали по специальности. Но зачем терять столько времени?!
Я скажу, зачем. Мы разрушаем отношения с детьми, побуждая их в наши дни играть в игру под названием «образование» из страха. Каких-то 60 лет назад вуз давал знания, кругозор, статус и уровень жизни. Я помню, как моя мама (врач) в шоке рассказывала о семье медиков-немцев, переезжающих в Германию 20 лет назад: «Представляешь, их брат сказал, не надо никакого вуза дочери, пусть получит практическую профессию – парикмахера, или маникюрши!!» — это звучало для нее как сознательная деградация и растительный уровень жизни. Поэтому для меня было огромным испытанием благословить детей на выход из традиционной системы образования. Но я это сделала. В этом решении главное – изменить себя, дорогие родители. Что и происходит с моими курсантами.
Жизнь показала — теперь все наоборот.
В любой корпорации, даже будучи крупным менеджером, ты встроен в Систему, в которой царит абсурд и эмоциональный вампиризм. (Уточню: те, кто чувствует себя «как рыба в воде», манипулируя другими людьми и питаясь их стрессами, имеют призвание к таким ролям, сейчас не о них.)
Но глобально – именно люди, выбирающие оказание «непрестижных», зато конкретных полезностей другим, начинают реально процветать. Поскольку внутренняя свобода в наши дни, так же как удовлетворенность ПРАКТИЧЕСКИМИ действиями, приносят здоровье, бодрость и реальный, независимый доход. Откройте глаза: мы живем в эпоху, когда радость – главный магнит успеха, в том числе – финансового.
Поэтому филолог переучивается на парикмахера и через 3 года открывает свой небольшой салон. Инженер – организует доставку из «Икеи» мебели своим землякам, а моя дочь расписывает фарфор, запекая его дома в собственной муфельной печи, создает дизайнерские вещицы и вдохновляет людей своими концертами там, где она сама выбирает, будучи свободной от любых требований низкопробных масс-медиа.
Подробнее о свободе творчества и деятельности – в интервью с Анастасией Добровольской.
Я давно пытаюсь пробудить родителей к трезвому взгляду на Жизнь. Лет 20. И вот что я могу сказать сейчас: больше нет времени играть в старые игры. Вопрос не в детях, а в нас. Что мы сами думаем о своей жизни? О своем счастье? О том, ради чего мы ЗДЕСЬ?.. Только начиная отвечать на эти вопросы для себя, вы найдете ответы для своих детей.
Тех, кто уже начал этот процесс освобождения от иллюзий, я счастлива пригласить 30 мая на московскую Встречу со мной и Анастасией!
В этот раз мы поговорим о волшебстве момента – как не тревожиться о прошлом и не гадать о будущем, создавая свое настоящее Здесь и Сейчас.
Подробнее о содержании Встречи и условиях участия – здесь.
Светлана, а у вас вроде как две дочери. Про старшую вы часто охотно рассказываете. А вот младшая в тени. Про неё не словечка.
Благодарю, мы только идем в первый класс, но я уже точно знаю, что школа для ребенка, а не ребенок для школы.
Вы, как всегда в точку, Светлана.Я читаю этот выпуск,МОИ дети (в особенности старший ему 11) относится именно к этим двум категориям.И как точно выразились, что он в прямом смысле «борется со школой», игнорировать мешает видимо страх перед нами-родителями (что будем переживать, расстраиваться).Хотя мы не давим сильно с этой учебой (ну мне так кажется), а видимо по лицам нашим видна вся палитра эмоций.А дети наши очень проницательны, все подмечают, все настолько тонко чувствуют, ничего и говорить не надо.все понимают, заглянув в глаза (и мне порой кажется,что даже глубже,в душу)
Я так Благодарна Вашим лекциям, Светлана.Только своей частотой, своим уровнем развития я смогу изменить и своих близких
Благодарю! очень светло