Общение с учителями и воспитателями

Общение с учителями и воспитателями

[dropcap color=”color”]З[/dropcap]дравствуйте, дорогие мои  коллеги-родители!

Стоит признать, что к нашей с вами «профессиональной» деятельности относится умение общаться с педагогами и воспитателями наших детей. ( Я говорю о тех детях, жизнь которых пересекается со школой и детским садом).

В этой статье я коснулась момента «союзничества» с учителем в непростой для меня ситуации, но не стала распространяться на  тему того, как мне удалось найти понимание у авторитарной, «опытной» учительницы в моем желании «спустить на тормозах» образовательный процесс.

 

Кто постоит за детей?

Кто постоит за детейЭто очень важно – «без войны и подкупа» получить «зеленый свет»  своему родительскому выбору  на чужой территории – пространстве образовательного учреждения. Важно потому, что «эмоциональный след» вашего общения со специалистами всегда будет задевать вашего ребенка, помогать, или мешать ему.

Я всегда на стороне детей. Поэтому, когда общаюсь с папами, негодующими по поводу  каких-либо неадекватных действий персонала (например, при официальном отказе от прививок ребенка в составе группы «осчастливили» вакцинированием «против гриппа»), я рада, что есть кому постоять за детей!

Возможно, иногда «сила на силу» имеет смысл.

Вот иллюстрация из моей почты на эту тему:

 «..Моей дочери 4 года. В прошлом году она пошла в садик. В младшей группе была очень хорошая воспитательница, но, к сожалению, в этом году у нас поменялась и воспитательница, и группа (помещение). Новая воспитательница стала заставлять детей есть. Дочь все время на нее жаловалась, что ее докармливают и т.д. Мои разговоры не подействовали. Я старалась поддерживать в своем ребенке уверенность в ее действиях и в понимании, что мама и папа всегда готовы ее защищать. И вот по прошествии какого-то времени, забирая дочь из садика, я как обычно стала спрашивать, как у нее прошел день, и ребенок с гордым видом ответил, что суп она сегодня не ела. Я, конечно, удивилась, как у нее это получилось. Дочь гордо ответила, что ее пытались покормить, а она его

выплевывала. Я спросила: “Воспитательница ругалась на тебя?”

– Да.

– А тебе было страшно?

– Нет, я же себя не заставляла!

Теперь в садике у нас нет проблемы с едой и, как мне кажется, дочь стали уважать и дети, и взрослые».

Честно сказать, фраза «Я же себя не заставляла!» – дорогого стоит!..

Сколько невротических расстройств  у взрослых людей  является следствием привитого в детстве навыка заставлять себя делать то, что самому себе противно! Как сложно бывает зрелому человеку осознать и отпустить страх неодобрения со стороны, какие пагубные привычки формирует эта зависимость от внешней оценки!

Так что порадуемся  за будущее психологическое здоровье нашей героини.

 

Как ладить с учителями 

Как ладить с учителямиТем не менее,  еще в древности восточные   мудрецы учили: «Хороший воин – побеждает,  великий – не попадает в ситуацию битвы».

И в этой связи не могу не процитировать мою коллегу Катю Мануковскую, с выпуском ее рассылки «Вопросы и ответы для родителей от сайта «ЗАЧЕМ?»:

 Вопрос:  «Здравствуйте, Катя!

У меня проблема №1 – садик моего сына, хотя я не стараюсь воспринимать это как “проблему”, ведь само отношение тоже важно…

Мой ребёнок не такой, как все: он разговаривает со взрослыми на равных, но этого ему почему-то воспитатели не прощают. Когда я пытаюсь искать понимания и сотрудничества – это тоже вызывает негатив: в саду ведь не любят мамаш, которым не безразличен их ребёнок. Идеал мамаш – этокогда приведут, ничего не спрашивают, никаких претензий, зато дарят подарки и спонсируют без отчёта и конца. Здесь круг и замкнулся. Они не могут воспринимать сына как ребёнка и в отдельности от меня: “он – значит я, я – значит он”. Я говорю сыну, чтобы он не высказывал своё мнение воспитателям, так он теперь совсем не хочет идти в сад. Надеюсь на вашу способность видеть главное.

Спасибо за ваш труд, Лилия».

 Ответ: «Здравствуйте, Лилия!

Давайте посмотрим на Ваше письмо моими глазами. “Садик – это то место, где к ребенку обязательно будут относиться плохо, если его мама не дарит дорогих подарков”, “Воспитатели – монстры, которые не хотят и не умеют слушать детей”, “Они не умеют сотрудничать” и т.д.

Ваше письмо, Лиля, наполнено стереотипами о том, каким является садик. Но разве это полная правда? Я не говорю, что то, что Вы перечисляете, невозможно. Такое действительно бывает. Но рассматривать садик только так – неграмотно. В нем работают живые люди, с которыми всегда можно договориться. Я, например, не дарю никакие подарки воспитателям. И постоянно, особенно в самом начале, рассказывала воспитателям, как стоит общаться с моим ребенком.

Я изо дня в день говорила, что не нужно заставлять его есть, если он не хочет. Что не нужно его кутать, если им показалось, что в садике холодно, а он легко одет. Я не требовала и не настаивала. Я просила. Это мой ребенок, и я отвечаю за него. Если что-то происходит не так, я считаю себя в праве спокойно поговорить с воспитателями о том, что меня не устраивает.

При этом я каждый раз говорю, что прекрасно понимаю, насколько сложна и ответственна их работа, насколько сложен и, к сожалению, малооплачиваем, труд воспитателя в садике. Я слушаю то, что они говорят, и стараюсь их понять. Я всегда прихожу чуть ли не первой на помощь, если садику – нашей группе, в частности – нужна помощь: ремонт, организация собраний, праздников и т.д. Я готова прийти на помощь, и приходила, если кому-то из мам, детей, и даже воспитателей была нужна моя профессиональная психологическая помощь.

Моя ситуация: я не делаю детям прививки, и это не приветствуется садиком. Я говорю, как общаться с моим ребенком – это не приветствовалось в начале. Я настаиваю на своих потребностях –  кому это понравится?:)))

И, тем не менее, у меня сложились отличные отношения с воспитателями. Когда на Новый год нужен был карнавальный костюм, они достали из закромов самый лучший и предложили его мне:)))  Когда нужно писать отказы от прививок,  ко мне обращаются, чуть ли не с извинениями, что это нужно сделать, так требуется:)))

И все это не  потому, что я гений:))) А потому, что я вижу в воспитателях – женщин со своей судьбой, проблемами, желанием любить и понимать детей и их родителей. Но женщин, у которых это может иногда не получаться. А может и  получаться:))» ( выделено мной, Светланой Добровольской)

Я очень люблю ответы Кати Мануковской, за их лаконичность и мудрую простоту.

Приведенный выше пример – типичнейшая ситуация из моей очной практики. Знаете, почему мы так часто попадаем в плен «ролевых стереотипов» и не хотим видеть за масками определенных профессий (чиновников, врачей, учителей) живых людей?

Именно потому, что нас самих с детских лет учили  хорошо исполнять свою роль – ученика, подчиненного, сына или дочери.

Испытав подавление своей неповторимой личности на этапе «освоения ролей», теперь мы как будто  берем реванш, играем в рамках  игры: «ты должен быть таким-то», а в случае не подтверждения ожиданий – злимся и расстраиваемся.

Я такие истории про «несправедливых» учителей и воспитателей часто слышу от клиентов: «Садисты прямо какие-то, а не работники детских учреждений!» А копнешь поглубже – все началось с «фатального обобщения»: «…она придирается к моему ребенку»; она специально его «валит»; «они считают моего ребенка невыносимым»…

Во-первых, воспитатели и учителя часто «озвучивают» нам то, чего мы боимся. Например, как только сама мама искренне начинает оценивать двигательную активность ребенка позитивно, воспитатели тоже рассматривают ее как «непоседливость», а не «мучение». Мама считает ребенка рассудительным и неторопливым – учителя идут ему навстречу, дают возможность малышу закончить работу на уроках, а не обвиняют в медлительности или даже ЗПР.

 

Главное – умение быть великодушным

Главное - быть великодушнымОднако, для родителя главное – умение быть  великодушным к тем взрослым, что находятся рядом с ребенком.

Не просто «посочувствовать» нелегкой и малооплачиваемой доле педагога, а попробовать  подумать о том, что эта раздраженная, например, женщина – чья-то мать, и, часто – одинокая; что в жизни ей не хватает любви и внимания;  что у нее на руках больные  родители, да мало ли еще чего?

После этого  не так уж сложно сделать ей искренний комплимент по поводу прически или  новых методматериалов – в зависимости от ситуации.

И не надо накручивать  себя мыслями типа: «Почему самочувствие моего  ребенка  в школе должно  зависеть от  семейных  неурядиц педагога?!» или: « Никто ее не заставлял становиться воспитателем!» .

Будем правдивы: Здесь и  Сейчас Вы имеете дело с этим человеком. Лучше относиться к вашему чаду  у него просто нет душевного ресурса. Так подарите человеку  этот ресурс!

Внутренне пожалейте его  за неврастеничность, ограниченность, некомпетентность или за что-то другое. Порадуйтесь, что у вас у самих нет таких «осложнений». Отметьте мысленно его достоинства,  они всегда найдутся, если поискать!

Представьте, что  может делать хорошо и с удовольствием этот человек? Например, украшать  кремом праздничный торт, или примерять перед зеркалом опереточное платье…

Не стесняйтесь добавить доброго юмора в воображаемую картинку!

Увидьте его счастливым, смеющимся, принимающим аплодисменты в день своего юбилея!

Поначалу вам будет нелегко это сделать, но как только вы сможете, по своему желанию, представлять несимпатичного до этого вам человека искренне радостным – в реальной жизни ваше противостояние само собой  сойдет на  «нет»!

В следующий раз я расскажу об опыте применения этой «техники»разрешения конфликтных ситуаций моими клиентами, поскольку это очень экономичный, оперативный и украшающий нашу жизнь способ преодоления негативных эмоциональных состояний.

До встречи! Всегда рада вашим отзывам и комментариям.

Автор статьи: Светлана Добровольская

Обретение силы Любви

© «Obretenie-sily-Lubvi.ru» Цитирование и репосты данного материала возможны только в полном объеме, без купюр, с активной ссылкой на ресурс автора.

 
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. ЛилиЯ Негребецкая

    Светлана, благодарю за статью! Буквально на пару часов вырвалась из больницы (плановая и несложная операция) и хочу также поделиться опытом, что заочно доброе отношение к людям действительно работает! Ни для кого не секрет, что мед.работники также как и педагоги причислены к классу “обиженных” и соответственно “обижающих”. Но я пошла в больницу “подготовленная” ))), все время улыбалась и дарила лучики Любви всем работникам, с кем сталкивалась: от врачей до мед.персонала. И мне всё возвращалось с торицей! И хотя все больные вокруг меня рассказывали о “злых” нянечках и т.п., я искренне удивлялась, потому что я с этим просто не встречалась! Светлана, волшебство работает!!! Благодарю!!!

    Ответить
  2. Галина

    Прекрасная статья! Как-то моя девочка пришла с рассказом о том, как одна учительница на нее “орала”. Я спросила:
    -Счастливый человек будет кричать на другого?
    И предложила пожалеть ее и мысленно пожелать ей счастья.
    Подростка трудно в чем-то убедить, но моя красавица задумалась.

    Ответить
  3. Наталья

    Светлана, Благодарю! Я как раз неожиданно получила путевки в сад для своих детей. Я и не ожидала, что все-таки будут места. И у меня был стресс по этому поводу- на самом деле я очень боюсь таких социумов. Но постепенно я настраиваюсь на хороший лад, ведь именно от моего отношения зависит, как сложатся дела там у моих детей. Спасибо, очень вовремя пришла эта статья!!!

    Ответить
  4. Оксана

    Здравствуйте!!! Как замечательно всё рассказано!!!

    Ответить
  5. Евгения

    какая сладостная статья!!!спасибо Вам!!!

    Ответить