[dropcap color=”color”]В[/dropcap]се новогодние каникулы я провела в “сокращённом” кругу семьи: сын 3 января уехал к бабушкам-дедушкам. Остались папа-мама-дочка.
Немного прокашлялись, належались, расслабились, накушались всяких вкусных вкусностей. А в этот раз я выбрала приготовить не так, чтобы стол ломился, а так, чтобы было что-то любименькое каждому члену семьи. И оказалось, что получилось не так уж и много, но всем по вкусу. В приготовлении довольно легко вышло))) (приятный плюс). Каникулы получились тихие и очень мягкие. Мало сказать, что мне понравилось. Я и удивилась, и призадумалась, и расслабилась вволю, и понежилась. Точно поняла, что то, что я ПОЛУЧИЛА в эти праздники – это не то, что я раньше представляла, но то, в чём мне очень хорошо.
И вот настал понедельник, вернулся сын. Все были очень рады, обнимались, целовались, соскучились. НО… началась школа. Начался внутренний зуд, ломка, дискомфорт. После прожитого периода мирного равновесия понимаю, что всю эту гамму эмоций вызывает именно школа.
Я сама, сдав последний выпускной экзамен в школе, ощутила НЕДОУМЕНИЕ???? Я просто не поняла, зачем я 10 лет отдала школе, ведь по сути я умела писать, читать и считать…. и выполнять задания? И никаких навыков для дальнейшей жизни я не видела. Кроме разве что водительских прав категории С (грузовик) с правом работы по найму. Ну, как-то я и не подумала тогда смотреть в эту сторону. Думала, просто со временем, переделаю права на категорию В. И переделала через 23 года))))))))))))) А больше я вообще ничего не понимала ни о своей жизни, ни кем я хочу быть, ни…
И вот сын готовится в школу – седьмой класс, третья четверть….
Пройдя разные стадии внутренних метаний, я поняла, что решение относительно школы не должно быть принято “от ума”. То есть по примеру других. Да, есть дети, которые получают образование в свободном режиме. Да есть, и я рада, что есть такой замечательный пример. Я считала, что я – плохая мать и трус, раз мой сын ходит в школу.
Но ведь зачем-то у меня всё складывается именно так, как есть.
Я оглядываюсь чуть-чуть назад. Мой сын был неусидчив, гиперактивен, он не хотел ни читать, ни писать, ни заниматься с логопедом, а ведь понимала его только я. Даже папе нужно было переводить отдельные его слова. Все теоретические знания, приобретённые в педагогическом, полетели под откос. Чтобы научить его хоть чему-нибудь, мне надо было отказаться от привычного подхода и найти каждый раз какой-нибудь волшебный ключик.
Он учил меня и учит, что нет никаких правил и методик. Только живой интерес и живое отношение.
Мы писали вместе в одной тетради по очереди и рядом в двух тетрадях. Я придумывала какие-то игровые сюжеты и подарки, чтобы заинтересовать его сесть к зеркалу и сделать с ним логопедическую гимнастику.
Но, самое ГЛАВНОЕ, – только благодаря ему я начала менять себя. И я этого даже не понимала и не отдавала себе в этом отчёта. А ОН побуждал меня каждой минутой своей жизни стирать в своём восприятии шаблоны и стереотипы. Меня ломало, мне казалось, что должно же быть вот так…, но я видела, что результат есть только там, где я уступаю. Он учил и учит меня смотреть шире, относиться к жизни с фантазией, с воображением, видеть больше возможных вероятностей.
На сегодняшний день никто не догадается, что у него были логопедические проблемы, а в 4 года врач сказал, что у меня вообще “умственно отсталый” ребёнок.
Так забирать ли его из школы? И как мне быть с режимом занятий и требованиями папы “учиться на 4 и 5”?
И вот я, наконец-то, поняла, что это ВООБЩЕ НЕ МОЁ ДЕЛО.
Ведь то же самое, что он делал со мной, он делает и в школе. Может, даже ни школа ему, а ОН нужен школе. Он и в классе необычном. Это самый шустрый “гиперактивный” класс.
При чём тут утро?? Я нашла своё место во взаимоотношениях со школой и учёбой сына. Я встала утром с удовольствием (потому что прекратила думать, как ему плохо ходить в школу). Приготовила сыну вкусный завтрак, поцеловала перед уходом и проводила в полной уверенности в том, что всё и происходит, как должно быть.
Да если бы ему надо было учиться дома, он бы уже и учился дома.
Еще продолжение: как мы, кстати, попали в эту школу: у нас очень интересно получилось.
Мы переехали в центр, где в основном как раз платные школы и “прославленные” педагоги. Я обошла те, что были рядом, так как понимала, что с малюсенькой дочкой на руках водить сына в школу далеко не вариант вообще. В платных школах на меня посмотрели свысока и с прищуром, и ответили, что места давно заняты. Потом я узнала, с какой суммой надо было идти на собеседование и решила, что, как обычно, всё к лучшему.
Сын сейчас ходит в бесплатную школу, главный плюс которой отсутствие “обязательных” дополнительных факультативов (а значит, у него есть свобода распоряжаться своим личным временем по собственному выбору, а не по выбору школы) и достаточная степень толерантности (он практически постоянно игнорирует правило ношения школьной формы “делового” стиля). Без проблем мне удавалось без каких-либо справок оставлять его дома на пару дней для передышки, когда он уставал.
Среди родителей постоянно возникают дискуссии на тему качества образования. Но я эту тему честно игнорирую, потому что убедилась – будет у него заинтересованность, он соберёт всю интересующую его информацию.
А то, что школа даёт практику общения причём с оооочень разными людьми – это точно.
На сегодняшний день сын дружит парнями и девочками разных возрастов, национальностей, цвета кожи (у него есть друг- араб). Отдельная тема – общение со взрослыми. И своими опытами общения он часто делится со мной.
***
Об учёбе новых детей:
[dropcap color=”color”]М[/dropcap] ой семиклассник все каникулы просидел в онлайн игре, иногда организовывая свою команду, иногда участвуя в других, часто общаясь на английском. А надо сказать, что у него в школе учатся полугодиями и сессиями, т.е. после каникул новогодних начинается самое оно – экзамены и зачёты.
И вот 13 января объявляет, что 14-го три полугодовых контрольных – мат, рус, англ… На вопросительный взгляд машет рукой, говорит подготовлюсь и садится играть . В десять вечера запирается у себя, обкладывается едой и зависает в ютубе (оказалось – видео по темам контрольных смотрел).
На следующий день счастливый приходит и рассказывает – по англ быстрее всех сдал (в разговорах онлайн поднатаскался хорошо), по математике попался счастливый билет – всего 2 задания, у остальных по 5-10, по русскому все накануне повторяли глаголы, а он по-рассеянности – причастия, так ему тест по причастиям достался!!! И вот как после этого можно убеждать его в “необходимости” ежедневного упорного забивания головы всеми предметами? Всё что надо к нему и так приходит, даже игры компьютерные на пользу… Главное верить мне, что всё как надо, а он то это и так знает!
Благодарю!!Вдохновенно!!
Благодарю. За щедрость.
Я мама уже совсем взрослого сына, школа и все связанное с нею у нас давно позади. Но я всегда с таким интересом и воодушевлением читаю материалы Светланы и девочек! Вы такие умнички, я так вами восхищаюсь, вы просто волшебницы! И у вас есть чему поучиться, ведь часто то, что вы проживаете с детьми, ваши открытия, осознания оказывается очень полезным во взаимоотношениях с людьми. Спасибо вам за тепло , любовь, свет и щедрость!
Ааааа! Просто удивительно! “Начался внутренний зуд, ломка, дискомфорт. После прожитого периода мирного равновесия понимаю, что всю эту гамму эмоций вызывает именно школа.” Вот это и до этого в статье, про меня. 2 дня назад только пришла к пониманию этого, и пока еще не знаю, как т куда это “положить”. У меня дочь, 2 класс. Дочь умница, с удовольствием занимается танцами, но школа. Она, конечно, пока учится на 4 и 5. Но делает это абсолютно не понимая, зачем это ей надо.
Спасибо Вам девочки!
Как всегда вся информация приходит вовремя.Спасибо большое!Школа-это дааа…Я только вчера была на родительском собрании в школе у дочки(6 класс),где в основном говорилось о неадекватности современных детей и прочих ужасах.Не потерять свой ресурс и не включиться в размышления ни об “ужасных”детях,ни о школьной системе помогло то,что я смотрела на все происходящее,и на себя в том числе ,со стороны-вот сидят люди, о чем-то говорят….И это ни плохо,ни хорошо.А собственное состояние в этот момент было ….расширенным что ли….Порой просто “вылетала” из слушания..
Светлана, благодарю Вас за статью.
Благодарю за описание наблюдений за нашими замечательными детьми)))))))