Здравствуйте, дорогие мои читатели!
Многие взрослые считают, что если не научить ребенка «заставлять себя» он вырастет никчемным человеком. Но на самом деле тот, кто живет результативно — не заставляет себя!
Он осознанно ВЫБИРАЕТ приоритеты!
Хочу бросить курить – отказываюсь от утренней сигареты; хочу получить удовольствие от рыбалки – отказываюсь от сладкого сна на заре; хочу сохранить хорошие отношения с родственниками — отказываюсь от единственного выходного в пользу дня рождения тещи!
Такие люди сосредоточены не на усилиях по преодолению своих «слабостей», а на преимуществах выбора.
Сильный человек — это человек, который умеет принимать решения, исходя из своих стратегических целей. На этом пути отказ от «зоны комфорта»- это освобождение от балласта, а не борьба с собой!
Если человек заставляет себя действовать ради «не своих» целей, он рано или поздно ломается. Огромное количество хороших, трудолюбивых и талантливых людей не достигают желаемых результатов, потому что с детства привыкли делать то, что надо. Надо вообще. И не доверяют своим собственным побуждениям!
Но каждый из нас – уникален! Каждый принес в этот мир нечто, свойственное только ему. И если он не реализует это «нечто» — никакие достижения не приносят удовлетворения. Что пользы в восклицаниях взрослых на тему победы над собой: «Я же не хочу ходить на работу, а хожу! Я же не хочу варить вам обед, а варю!» Это вызывает жалость, а не уважение: получается, что вы зависимый, несамостоятельный человек!
Формирование позитивного опыта достижения целей
Но, дорогие родители!
Если вы заглянете в себя поглубже, вы увидите, что заставляете себя идти на ту работу, которая есть в наличии, потому что хотите, чтобы у ваших детей было что покушать. И вы рады, что у вас есть возможность прокормить тех, кого вы пригласили в этот мир родиться.
Или это не так?
Ну, так и показывайте детям настоящие, достойные уважения мотивы! А если вам нравиться играть роль жертвы, почему вы удивляетесь, что дети не хотят обучаться этой роли? В том числе – заставлять себя «учиться» в школе.
То, что ребенок не получает школьных «знаний» не смертельно по сравнению с тем, что у него не формируется позитивный опыт достижения целей, из-за отсутствия цепочки «мотив – усилие -победа».
Наоборот, чем больше его «заставляют, а он не хочет», тем больше приобретается опыт растительного существования, увиливания и манипуляций или игнорирования человеческих отношений.
Поэтому жизненно важно дать возможность ребенку увидеть свою перспективу, ставить и достигать свои цели.
То удовлетворение, которое человек получает, достигая свои цели, трудно переоценить! И это – главная мотивация для последующих усилий!
Я пытаюсь донести до вас такую мысль: правдивое отношение взрослых к месту школьного образования среди других ценностей жизни, позволяет ребенку не лгать и изворачиваться, а нести ответственность за тот объем учебной работы, который составляет необходимый минимум, принятый им самим.
Ценность умения самообучаться
Не беспокойтесь: неучами сын или дочь не останутся! Аппетит приходит во время еды: когда ребенок чувствует, что у него получается добиться ощутимых результатов параллельно жизни, у него возрождается природная любознательность в направлении смыслов учебных дисциплин, погребенная некогда под нагромождением безграничного количества деталей каждого урока!
В наши дни способность к самообучаемости гораздо важнее, чем владение конкретной информацией.
Именно эта способность развивается в альтернативных формах обучения – экстернате, сессионной, вечерней. Там где от ребенка требуются не количественные показатели (сколько сделано), а качественные (что именно я освоил). Тогда эффективность занятий несоизмеримо возрастает – ведь в награду он получает СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЖИЗНИ.
Домашнее обучение становится полезным в этом смысле только тогда, когда не носит характер репетиторства. Но для этого в семье должен быть пример самоорганизации ее старших членов. Потому что взрослый, который живет «из-под палки обстоятельств», не может быть примером ребенку.
(В этом смысле школа «незаменима» для многих. Увы!)
Тем не менее – я смотрю в будущее очень оптимистично.
Самые маленькие из «новых детей», которым сейчас 2-3 года смеются в тех ситуациях, в которых предыдущие поколения плакали. Те, у кого такие дети, знают, о чем я говорю!
Они пришли вслед «индиго» и это очень гармоничные, лучезарные души. Но об этом – в другой раз.
Светлана, благодарю за статью! Очень отзывается во мне фраза «Тогда эффективность занятий несоизмеримо возрастает – ведь в награду он получает СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЖИЗНИ.» Действительно, и родители, и школа отнимают у ребенка очень много самого дорогого времени – времени для ЖИЗНИ. Но благодаря тем знаниям, которые вы даете, у родителей есть возможность делать выбор и увеличивать это время для реализации уникальных талантов их детей.
Благодарю!