[dropcap color=”color”]З[/dropcap]дравствуйте, дорогие мои читатели!
Сегодня я хочу поговорить вот о чём: очень часто мы не придаем значения гиперактивности своих детей в младшем возрасте, надеясь, что ребенок «повзрослеет» и к школе «все наладится».
Однако это не так,– «птичка» «рыбкой» никогда не станет, а для массового обучения у нас предусмотрены только «аквариумы», в которых такой ребенок с трудом выживает, а не просто останавливается в развитии!
Следует знать, что гиперактивность – это не «разболтанность» или «невоспитанность» и тем более не «пробелы воспитания». Гиперактивность – это комплекс симптомов, характеризующих особенности функционирования нервной системы ребенка, вызванных физиологическими причинами. Симптомы эти выражаются в импульсивности, неконтролируемой двигательной активности и проблемах произвольного внимания. Так как все три этих симптома мешают окружающим взрослым, на ребенка обрушивается поток замечаний и претензий, которые вызывают в нем ответное сопротивление, которое часто путают с агрессивностью («показывает кулак воспитателю»). Гиперактивные дети (как правило) – это творческие, жизнерадостные натуры, они не злопамятны, отходчивы, не умеют «строить козни», бурно переживают несправедливость. Так как, несмотря на все старания, им не удается достичь учебных успехов традиционным путем – «шаг за шагом» – (а соответствующих им «комплексных» методов овладения школьными навыками в нашей системе не предусмотрено), очень быстро они становятся аутсайдерами, несмотря на прекрасные интеллектуальные способности!
Однажды я была приглашена на Круглый стол «Новые методики в лечении гиперактивности: перспективы немедикаментозной терапии» в г.Москве. Мероприятие осуществлялось с участием педагогов, психологов, физиологов, психиатров, а так же представителей общероссийских правительственных структур в области образования и здравоохранения.
Не буду утруждать подробностями дискуссии, скажу только, что на сегодняшний момент в России нет единого мнения по поводу происхождения, развития, лечения и даже 100% -ной диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Но есть реальность, в которой количество «неуправляемых» детей растет с каждым годом в геометрической прогрессии, и это делает невыносимым процесс работы традиционного учителя в классе.
Должна признаться, что уважаемые коллеги из научных лабораторий и министерств в основном были озабочены вопросом «как сделать этих детей более удобными для общества» и не нашли на него ответа. А я представляю сторону детей и родителей, поэтому говорю о другом: «Как максимально использовать сильные стороны гиперактивного ребенка и научить его владеть своими силами?» В мире накоплен немалый опыт в этом направлении, и я обязательно коснусь его в отдельном выпуске рассылки. А пока хочу сказать главное: все мы ждем в будущем от детей уникальной Судьбы, индивидуального, неповторимого вклада в общий процесс Жизни, но почему-то рассматриваем как болезнь и катастрофу неумение и нежелание ребенка «ходить строем».
Пора понять, что в новой реальности информационного общества преуспеют только те, кто верит в свои силы, творчески мыслит и имеет активный жизненный потенциал. В сущности, наступает эпоха, когда каждый должен стать «предпринимателем» в собственной жизни, потому что скорость обновления современных технологий во всех областях диктует необходимость быстрого освоения новых специальностей и предполагает смену «точек приложения силы» в разных направлениях! Традиционная школа никак не готовит ребенка к этому. Но если обычные дети могут ее вынести, то гиперактивные нуждаются в принципиально другом подходе, заставляя родителей искать альтернативные пути. И на самом деле, поиск новых путей развития ребенка, вне «классно-урочной» системы становится не «патологией», а «авангардом» в образовании нового тысячелетия.
Что я и наблюдаю в своей практике.
Поэтому, дорогие родители: не бойтесь исходить из потребностей ребенка, не бойтесь опираться на его приоритетные способности, вместо того, чтобы «вписывать» его в общеобразовательную систему, где он «завянет» или «сломается»! В наши дни «выход» не просто есть, он открыт! Надо только захотеть его увидеть!
С огромным уважением ко всем детям и родителям, Светлана Добровольская.
Ответ Галине. Не знаю как насчет совета. Меня никто не уполномочивал, это мое мнение, как мамы 15-летней девочки. Поскольку я услышала у вас больше, чем тревогу. Хочу сказать, что здесь есть 2 момента – тревога за девочку и тревога за себя. Просто доверьтесь ситуации. Вы сможете развести руками жизнь или смерть? Вы ведь об этом? Вы не думайте о плохом результате этих поездок. Я села за руль недавно. Я тоже иногда нарушаю, и иногда глупо нарушаю. Поверьте, в вождении главное не правила, а реакция, смелость, быстрота и т.д. Но не в этом дело. Чему суждено случиться – случиться. Вы даже можете надавить и запретить, но это такой кайф иметь парня в 17 лет, ездить с ним на машине. Это же счастье. Моя девочка в 2-4 года была такой неуправляемой, а сейчас это существо из постели не вытащишь. Вся жизнь в постели- обед, море книг, кино по смартфону и Контакт. На полу грязное белье, гора фантиков, упаковок от йогуртов и другие остатки. Отношусь к этому с юмором. Решила заниматься только своим пространством. Вообще не парюсь. Отношения хорошие. Выход нашла интуитивно, нашла у Светланы Добровольской мощную поддержку своему эмоциональному равновесию.
Помимо вводного курса “Родителям новых детей”Вот углубленные материалы на эту тему:”Школа или развитие” http://obreteniesili.ru/zakazat-zapisi-vebinarov/seminar-shkola-ili-razvitie подборка для родителей по материалам клуба:http://obreteniesili.ru/podborka-materialov-dlya-roditeley
Слушайте открытый курс и ВЕБИНАРЫ посвященные ращению новых детей – там все ответы.” Нельзя затирать пятна на платье. Надо сменить его целиком”
Светлана, благодарю за статью!Еще одни знания в копилку опыта. Мои две девицы-красавицы как раз такие. Они, конечно, отличаются друг от друга по возрасту, но схожесть именно в этом и есть, что они обе со своим мнением. Младшая (а ей нет и трех лет) недавно заявила – Я всё знаю. Раньше бы я разозлилась (почему-то в такие моменты лезут старые установки, типа “От горшка два вершка, а уже все знает!”), а теперь я просто рассмеялась, обняла ее и сказала – Доченька! Это ведь здорово, что ты все знаешь. Может и я чему-нибудь от тебя научусь))))
Светлана, огромное СПАСИБО за ту работу, которую Вы делаете!!! Мое знакомство с Вами началось с “Беспичинных страхов”, и в том числе одним из поводов – это дока, девочка, умничка, красавица, схватывает, ТО ЧТО ОНА САМА ХОЧЕТ, на лету, но в школе – это просто мука для нее и для меня была! Раньше мне чуть ли ни “насмерть нужно было с ней биться”, что бы она хоть что-то сделала, а благодаря Вашим статьям, вебинарам про “школу”и моему применению на практике полученного знания жизнь моя стала намного легче. Шероховатости и трения случаются – это жизнь, но в глобальном плане ушли эти претензии и обиды по поводу “будь такой как надо” (а кому надо? для чего надо? и надо ли вообще, и ей лично, в частности?- я даже не задумывалась). Стало появляться больше уважения к ней, а в последствии – и с ее стороны уважение ко мне.
Светлана, добрый день! Я с Вами согласна на 100 %. Я тоже мама такого творческого, “гиперактивного” ребенка. И нам в школу через год. Я понимаю, что в “наших” школах ему совсем не место, я и сама в свое время не любила нашу систему образования. Ищу альтернативное обучение. Пока нашла только Вальдорфскую школу. Есть плюсы, но есть и недостатки. Слышала о домашнем обучении. И все. Хотелось бы узнать Вашу точку зрения на образование таких детей. Спасибо!
Да, Светлана, это как раз про моего ребенка. Он не только гиперактивный ребенок, а супер гиперактивный. Ему 10 лет и все 10 лет он шустрый до невозможности. Спокойно сидеть не может, рот не закрывается весь день. Дневник красный от замечаний и т.д. Я уже хотела на индивидуальное обучение отправить, но мне завуч класса сказала, что для этого нужен “диагноз”. Но он же не дурачок, в спокойном состоянии всё на лету схватывает. Что делать дальше, я не знаю. Я не справляюсь, потому что я его одна воспитываю. Это мой внук. Но, мне хватило сил его водить 5 лет на спортивную гимнастику (потом бросили). Результаты были хорошие. А сейчас уже третий год занимается в студии пластики театра “Глобус”. Участвует в спектаклях, он уже артист и ему нравится. Его хвалят. Он талантливый, но что делать со школой? Дальше еще сложнее будет учиться. Спасибо вам, Светлана, что помогаете людям. Спасибо за все ваши статьи, которые я прочитала и буду читать.
Может быть мой вопрос не в тему. но не знаю. как мне быть. У меня на воспитании приемная девочка, вернее уже девушка – ей 17 лет. Она влюблена в парня, который скоро получит права, но уже сейчас нарушает правила дорожного движения – гоняет с огромной скоростью и т.д. Я пыталась объяснить, что это опасно для жизни, но тщетно. Теперь я запретила ей кататься с ним на машине и у нас начались проблемы. Не знаю, как поступить? Помогите, кто сталкивался с такими проблемами
Да, очень интересен выход. Дочке два года, но уже сейчас видно, что отдавать её в садик, а потом в школу-это ломать психику, ибо прогинаться под воспитателей и учителей она не будет. И ребенка можно довести до нервного расстройства.
Благодарю!
Можно поподробнее про выход? У меня чудесный творческий, “неудобный” ребенок. Вчера мне учительница второго класса сказала что думает записать нас в “группу риска”. Все бы ничего, да мы вдвоем в Москве. И я работаю до 19-00.