Уважаемая Светлана! К сожалению, не можем прибыть на Ваш семинар из Петербурга, хотя очень бы хотелось. Стараемся выполнять Ваши советы, полученные в Одессе, но получается плохо:(( Есть масса вопросов, один из них, наверное, заинтересует других родителей: что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Придумывает болезни (а иногда и действительно заболевает)? В школе все нормально, и с ребятами, и с учителями (в том смысле, что ребенок их не боится), и я его за оценки не ругаю… Но такое впечатление, что ему просто лень идти в школу и он хочет ходить в нее пару раз в неделю, а остальное время сидеть у компа и телевизора. В общем, ужас!
Здравствуйте, Анна!
Отлично помню Вашу замечательную семью!
Мои советы невозможно применять, если внутри они не стали Вашим ВЫБОРОМ: вырастить самодостаточного человека. А применяете Вы их для того, что бы достичь «локальных» целей: прекратить клянченье денег, например, или заставить пойти на английский…
Так же со школой.
Правильно Вы пишете, что ему просто лень идти в школу и он хочет ходить в нее пару раз в неделю, а остальное время сидеть у компа и телевизора.
ПОТОМУ ЧТО ЕМУ ТАМ НЕ ИНТЕРЕСНО, да еще надо напрягаться: изображать из себя заинтересованность в разнообразной «бредовой» информации, типа «отглагольных прилагательных», или «кишечнополостных червей»! Потому что если не будешь изображать уважение к изучаемому материалу, учитель тебя начнет доставать.
Значит, надо врать, притворяться!
Я думаю, это понятно всем родителям!
Но почему-то они делают вид, что у детей (даже ближе к подростковому возрасту) ДОЛЖНО БЫТЬ ЖЕЛАНИЕ ходить в школу «чтобы учиться!»
Да не могут они хотеть туда ходить для этого!
Цель аттестата
Другое дело, что без образования нельзя — это раз, и развиваться каким-то способом надо — это два!
Я убеждена, что эта система «тяни-толкай», когда дети «как бы учатся в школе», крадет время для настоящего развития — умения ставить СОБСТВЕННЫЕ цели в выбранном направлении и достигать их и, кроме того, приучает детей все время врать.
Поэтому давайте будем смотреть правде в глаза: признаем ВСЛУХ, что нам понятно отношение ребенка к школе (если понятно) и предложим ему самому высказать предложения: каким способом он, в таком случае, получит аттестат?
И какие оценки ОН (не ВЫ !), готов иметь в этом аттестате?
Предложите ему самому выбрать направление, в котором он БУДЕТ заниматься ЗА ТО, что в других направлениях вы поможете ему «проскочить».
Но обычно родителей волнует совсем другое: «Он же ничего не будет делать!!!»
Это тема уже не о школе, а о том, почему мы не верим в своих детей.
По поводу содержания школьного образования и его сомнительной ценности в дальнейшей жизни я распространенно писала в прошлом году. Кризис современного образования очевиден всем!
Но где альтернативы?
О них я тоже писала: вальфдорские школы, экстернат, домашнее или семейное обучение.
Родительские «ужасы» свободного времени детей
Почему родители предпочитают воевать с детьми, или доводить их до серьезных заболеваний (я не беру тех детей, которым в школе лучше, чем дома), отстаивая по существу бессодержательное и затратное по времени посещение школы?
Потому что, в таком случае ответственность за то, чему там учится ребенок, лежит не на них!
Однако, это не главное. Самое ужасное для родителей — это огромное количество СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ, которое появляется у ребенка в случае индивидуального обучения!
Гораздо труднее воспитать в ребенке потребность осмысленно и интересно жить, чем просто «загрузить» его время тем, что вы сами считаете необходимым!
Но тут возникает интересный вопрос: что именно служит развитию личности растущего человека, формированию его способности мыслить, понимать людей?
Для многих родителей является сюрпризом психологическая ценность в процессе взросления детей сложных компьютерных игр, например, или длительных телефонных разговоров; нежелательных друзей, или многочасового слушанья музыки.
Все это – опыт. А вот правильные выводы из него помогает делать ваш родительский пример.
Вы не можете сделать ничего более ценного для своего ребенка, как совместить уважение к его свободному выбору, к его интересам, со своим жизненным примером, достойным подражания.
Сила воли или мотивация
Еще одна причина недоверия детям — миф о том, что ребенок, не желающий прикладывать усилия в выполнении ненужного лично ему дела – это ленивый, бесхарактерный ребенок!
Крайне нелогично рассматривать сопротивление внешнему давлению как бесхарактерность!
Напротив, какое упорство надо иметь, чтобы не сдаться под напором взрослых, несмотря на множество вытекающих отсюда неприятностей!
К сожалению, большинство людей старшего поколения считает достоинством умение заставлять себя делать то, что не хочется. Но дорогие папы и мамы! Вы не замечаете, что Жизнь сильно изменилась: те, кто с энтузиазмом «жертвуют собой ради дела» — быстро сходят с дистанции. Инфаркты, инсульты, онкология – все эти диагнозы существенно помолодели в последние годы!
В современной психологической литературе сила воли, как главный инструмент успеха, уступила место мотивации, то есть личным причинам, по которым человек хочет действовать в данном конкретном направлении.
Потому что только то, что делается с желанием, в конечном итоге идет на пользу человеку. Приобретенные насильно навыки (если они все же получены!) ничего не стоят на фоне психологических и физиологических проблем, заработанных попутно.
Если ребенок сам ставит себе задачу, то, как правило, ее и выполняет. Даже самые маленькие дети с настойчивостью доводят до конца то, что сами выбрали сделать!
А мотив этого выбора зависит от того, какие преимущества получает ребенок, осуществив задуманное: удовлетворение от результата, радость и восхищение значимых для него людей, свободное время или интересное занятие («подкуп» вещами срабатывает редко, потому что на самом деле для ребенка дороже всего упоение жизнью, чувство радости и свободы, а не кратковременное удовольствие от обладания вещью).
Эффективность доверия детям
Я знаю, что непросто позволить ребенку быть счастливым, когда сам ты живешь «под гнетом обстоятельств»! Особенно, когда этот ребенок твоего роста и за словом в карман не лезет!
НО, может быть, эффективнее поучиться у него здоровому эгоизму и переложить на него часть ответственности, за его же жизнь, чем бесконечно тратить силы в утверждении своих целей?
Не бойтесь доверять своим детям! Часто они гораздо мудрее нас. Допустите мысль о том, что вы не всё понимаете в жизни ребенка и расспросите его: как он видит решение той или иной проблем? Не оценивайте тут же его мнение. Посмотрите на это с разных сторон. Будьте честны, – дети более всего ценят честность!
И, конечно, помните: ребенок учится, чтобы жить, а не живет, чтобы учиться!
А для того, чтобы у вас были силы следовать моим советам — приходите на мой курс!
С огромным уважением ко всем детям и родителям, Светлана Добровольская.
Благодарю!
Светлана, спасибо вам огромное, что помогаете растить наших детей более свободными и счастливыми!
Светлана, благодарю за эти зерна мудрости, которые у меня прорастают, хотя и с трудом. Проработав в школе несколько лет, я получила стойкое неприятие системы, а после ваших консультаций стала легче понимать, что эта система — не моя и не моего ребенка и выкручивать себя и его не нужно. В садик не ходили, а в школу, при моей готовности учить сына дома, «пришлось» отдать. У меня совсем не оставалось времени и сил для себя и своего ресурса, мой липучка не хочет учится нигде — ни дома ни в школе. Заставлять дома я не стала, т.к. при любом предложении писать, он отказывался и стали даже портиться с ним отношения при моей активности… Я задалась найти адекватную школу недалеко от дома и о удача! На расстоянии 1 остановки на метро нашла семейный клуб Монтессори, 1 группа деток начальных классов, которые оформлены на домашнем или заочном обучении. Философия школы и подход педагогов меня полностью устраивает. Хотя мой нехочуха трудно адаптируется к ежедневным выходам из дома, в школе занимается только тем, что наблюдает, как самостоятельно занимаются другие дети, но для нас уже есть прогресс)))
Благодарю!
Все вышеописанное мне очень близко, но тем. что у меня есть Новые дети. Всё это я прожила в своей собственной жизни. Меня сложно отнести к Новым детям, но ситуации, вышеописанные, я проживала 30 лет назад. Мне было неинтересно в школе, я понимала и знала больше своих одноклассников и вообще сверстников, но моя мама никогда не доверяла мне и заставляла меня добиваться её собственных целей — аттестата и высоких оценок. Я сопротивлялась как могла, постоянно пряталась в болезни, постоянно страдала от такого давления, иногда мне удавалось сопротивляться успешно, но чаще всего нет. И всю жизнь я убеждена, что мама была в корне не права. Именно отсутствие чувства радости и свободы вызывало у меня такую реакцию, как неприятие школы и чувство потерянного времени. До сих пор считаю школу как таковую и классическое обучение в классах — ненужным и бесполезным занятием. Знания, полученные в школе таким путем, мне почти не пригодились в жизни. Более того, мне помогло в жизни только то, что я приобрела в процессе личного развития во взрослой жизни.
Да,уж! мои младшие пошли в четвертый класс и в четвертую школу, каждый год новая. потому, что они совершенно не хотят подчиняться никому и как я их не уговаривала делать уроки, ничего не выходит. Хотя они обладают многими талантами и способностями,и огромной харизмой, которая располагает к ним многих, кроме учителей :). Они пишут мне письма»: мамочка родная, спасибо за твое огромное терпение.за твои прекрасные мечты, я тебя очень люблю!» пишут все трое, но при этом я ни с места не сдвинулась в своих уговорах. а оплачивать индивидуальные занятия нет возможности. так и веселимся пока.
Огромная благодарность Вам, Светлана , за статью! Я поняла , что сама учусь в 40 лет жить осмысленно и интересно, прежде всего быть честной с собой. И вот уже 12 лет моему сыну и я с трепетом наблюдаю его выборы, я вижу как он открыт к этому миру. Да , к сожалению я сама вижу сколько жизненных сил уходит в нынешней системе обучения. И сейчас мы с ним обсуждаем не оценки, а его интерес к тому или иному предмету, его отношение к разным ситуациям в школе.
А ведь действительно сейчас другое время. моя мама всегда говорила что нужно работать на официальной работе, зарабатывать стаж, чтобы потом получать пенсию. Я искренне не понимала зачем и кому это нужно!!! Сейчас другое время, мне 44 года я практически никогда не работала потому что нужно, а работала потому что интересно. много лет занималась сетевым маркетингом, и много еще чем интересным. Я счастливый человек, и своим детям я даю возможность выбирать, и мне совсем неважно кем по профессии станет мой ребенок, главное чтобы он был счастливым! В какое замечательное время мы живем!!!
Спасибо, Оксана!