[dropcap color=»color»]М[/dropcap]ы продолжаем рубрику «Ответы на вопросы» и сегодня Светлана Владимировна ответит на вопрос из ваших комментариев, касающийся воспитания детей с ОВЗ.
Вопрос:
«Светлана, доброго дня суток!
Очень признательна Вам за Вашу деятельность, за тот Свет, который Вы несёте родителям, и конкретно мне. У меня много вопросов по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. сама являюсь мамой такого ребёнка, и в процессе прохождения курсов у Вас и Алёны Старовойтовой «расширилась» до создания и председательства общественной организации родителей по защите своих детей с ОВЗ. Я давно Алёне задавала вопрос типа «почему?, зачем?» и она публиковала статью с объяснением миссии, которую несут такие дети, приходя на Землю. И теперь, читая Ваш взгляд на воспитание детей, хотелось бы спросить, а есть ли разница в подходе в воспитании наших детей с ОВЗ, может Вы что-то специальное посоветуете? Благодарю.
С уважением, Лилия
Ответ:
Что я могу сказать о ращении детей с особыми потребностями в развитии? Я выбираю именно этот термин, потому что мне кажется, он наиболее полно отражает главную черту этих детей. Потому что физические нарушения, особенности развития мозга, поведенческие характеристики – главное к чему они приводят – это то, что этим детям нужны особые условия для развития своих жизненных возможностей и адаптации среди людей.
В самом вопросе цитируется материал Алёны Старовойтовой из «Ключей мастерства», поэтому я не буду повторяться. Я скажу о том, что самое трудное в ращении таких детей – это избавиться от чувства вины за то, что твой ребёнок не такой, как другие. И это такая, знаете, волшебная дверь. С одной стороны она закрывает за вами весь кошмар ращения человека, который отвергается обществом, потому что на протяжении очень многих времён всё, что не похоже на массу, выкидывалось из человеческого конгломерата. Начиная с Древней Спарты, когда физически ущербных детей бросали со скалы, и кончая поздней эпохой, когда любой человек, который не был похож на других поведенчески, вне зависимости от его физического здоровья, был обречен на то, чтобы стать изгоем. За редчайшим исключением, если у него были какие-то особые жизненные миссии, и вокруг него были люди, которые как-то его сохранили. С другой стороны эта дверь открывается к совершенно неизведанным возможностям: сейчас мы повернули в эпоху совершенно другую, когда, наоборот, перед всем человечеством стоит задача раскрыть в себе новые свойства и качества, более тонкие и чувствительные, чем необходимо для физического воспроизводства, причём главные из них: с одной стороны — непохожесть на других, а с другой стороны — способность жить среди непохожих. Очень сложная задача. И вот большое количество детей, которые сейчас приходят и подрастают, носят в себе эти способности глубокой чувствительности – эмоциональной и психической – на события окружающего мира, которые вынуждают всё окружение пересмотреть свои привычки и нормы поведения, вплоть до особенностей питания, ритма жизни и так далее. Причем врожденные физические « аномалии» — это следствия такой чувствительности еще во внутриутробном состоянии.
У нас в клубе есть опытная мама девочки, у которой аутизм. И путь этой мамы настолько характерно показывает выход из прежних стереотипов борьбы с тем, что у меня «не так, как у всех», к совершенно новой дороге: «какой дар, что у меня ребенок, побуждающий меня меняться, преображаться и насыщающий меня подлинной истиной в этой жизни!.. Потому что я научилась радоваться я научилась чувствовать, я научилась ощущать то, о чём даже не подозревала, что это возможно!.»
И я думаю, что даже нет смысла мне продолжать, мы просто отправим вас, тех, кому важна эта тема, на страницу этой замечательной мамы. Вы просто в описании её судьбы увидите, как шаг за шагом, благодаря именно невыносимому поведению ребенка и очень тяжелым осложнениям в его проявлении, нужно было поменять всё. И по мере этих перемен менялось содержание жизни, как мамы, так и ребенка. Читайте « Дневник мамы чувствительного ребенка».
Если говорить об аутизме или других таких вещах, связанных со спецификой восприятия мира, с работой мозга, то сейчас выросло несколько выдающихся людей, которые вплоть до 18 лет были тяжело больны и неадекватны. А после 21 года Душа их разместилась в них, и они очень быстро сумели перевести весь свой загадочный внутренний мир, в котором они так долго находились, на понятный землянам язык и создали проекты, и очень многое приоткрыли в жизни детей с особыми потребностями.
Например, самый распространенный синдром в слабых аномалиях (ММД, гиперактивность), с которым борются, — это невнимательность. Он проистекает прямо из обратного: мозговая скорость обработки информации у таких детей – огромная. Им просто скучно воспринимать те действия, которыми действуем мы. Вот представьте себе, что вы находитесь в открытом пространстве, а перед вами со скоростью 5 см/час проползает каменная скульптура. Как долго вы будете смотреть на эту скульптуру и ждать, что она проползёт дальше? Вы очень быстро от неё отвлечетесь. Вот примерно также наши гиперактивные дети не способны сосредоточиться на том, что им предлагают. Потому что: то, что им предлагают, очень примитивно, очень линейно, очень однообразно. Они прекрасно схватывают мультимедийные проекты. То есть когда на экране компьютерной игры пять-шесть очагов действия и слоёв контроля внимания, этот ребёнок моментально всё осваивает. А когда учитель пишет рукой на доске, он уже на второй букве теряет нить — где он находится, что он делает. Всё – он уже улетел в небеса в это время, или в свой внутренний мир. Потому что линейная скорость передачи информации очень примитивна для детей с таким активным мозгом. И вопрос стоит в том, что вы не можете бамбук, который вырастает за двое суток в огромную величину, прижать и удержать, чтобы он остался как обычная трава. Он всё равно будет так прорастать. Поэтому нужно найти применение бамбуку, а не глушить его транквилизаторами или психотропными препаратами для того, чтобы он медленно рос.
И глобальным выходом из того, чтобы перестать быть жертвой, если у вас особенный ребёнок, является понимание вообще процесса, что жизнь меняется на Земле сейчас, радикально меняется. И именно вы с вашим ребёнком являетесь первыми, кто идет и меняет ее. И за вами уже совсем по другому будут двигаться люди. Не те люди, у которых как-бы дети с аномалией, а вообще все люди. Потому что если вы научились для того, чтобы у вашего ребенка не было приступов, спокойно и мудро смотреть на своих родителей и понимать причины, по которым они на вас нападают или не понимают потребности самого малыша, вы создаёте поле равновесия, которое влияет на всех окружающих. И именно наша способность быть спокойными и принимающими, нейтрализует в конечном итоге все военные конфликты на этой планете. Поэтому для того, чтобы жить и выполнять свой контракт, воплощать в жизнь то, что вы могли бы воплотить — из состояния ошибки, несправедливости, жертвы, чувства вины за это вам нужно перейти в Новый мир. Благодаря расширению своего кругозора и пониманию себя и окружающих нужно перейти в новый мир, в котором вы понимаете — то, что происходит сейчас в людях и между людьми сильно отличается от того, что было.
И второй после гиперактивности и отсутствия внимания и очень распространённый симптом, с которым борются родители детей с разными дисфункциями, — это их грубость, неуправляемость и прямолинейность. Если вы посмотрите в корень этого так называемого синдрома (на этом фоне у детей еще возникают навязчивые повторяющиеся движения), то вы увидите, что в сущности ребенок ведет себя так, потому что его:
а) не слышат;
и б) он не способен врать.
Вы подумайте сами, у нас в обществе болезнью считается неспособность ребёнка врать и притворяться! Потому что когда ему противно, он так и говорит, что ему противно. Он не может сдержаться, он подойдет и скажет: «Ты воняешь». Или какие-то другие вещи, которые не совместимы с нашим представлением о взаимодействии вообще людей, не говоря уже об общении детей и взрослых. То есть вопрос не в том, что ваш ребёнок болен. Вопрос в том, что общество наше больно. А ваш ребёнок пришёл пробудить его от этой болезни, как и многие другие дети.
Это не значит, что Вы его не ограждаете от конфликтов и не помогаете учесть возможные реакции окружающих. Это значит ВЫ САМИ понимаете- в чем суть, и это помогает вам адаптировать и защитить ребенка.
И когда вы смотрите на эту ситуацию такими глазами, и учитесь хранить равновесие внутри, учитесь создавать себе ресурс, заботиться о себе, открывать в себе те возможности, которые позволяют вам напитывать свою душу и сердце, – всё меняется. Эти слова мои – пустой звук для тех, кто живёт в борьбе. Поэтому простите меня, если вы читаете эти строки, и вам это не близко. (Хотя на моём сайте, в общем-то, специфическая аудитория) Я повторюсь — простите меня. Просто вам не время еще. Вам еще предстоит испытать многое для того, чтобы захотеть вырваться из этого плена иллюзий по поводу нормальности-ненормальности. Тогда, когда это уже невыносимо.
В ситуации невыносимости человек оставляет за плечами в безразличии мнение окружающих, и строит свою жизнь, опираясь на моменты счастья и радости в своей текущий момент. Поэтому я могу пожелать вам только Веры и доверия Себе и своему Пути. И любопытства, и способности открываться новому в этом мире. Потому что в наше время очень многие люди сделали удивительные шаги в направлении именно развития и адаптации детей с особыми потребностями на Земле. Есть масса материалов, центров, групп, конечно больше иностранных. В нашей стране вообще эта тема, как и многие другие, связанные с тонкостью, она физически не могла получить развития и поддержки, потому что у нас очень большое количество людей занято просто выживанием. А для того, чтобы думать о чуткости, нужно всё-таки кусок хлеба надёжный иметь в руках. Но, тем не менее, много уже есть таких движений и центров, которые позволяют по-другому посмотреть на те особые потребности, с которыми пришли ваши дети в эту жизнь. Благодарю Вас за внимание!
Благодарю!
Благодарю Вас, Светлана, за эти исследования! Я то думала, у меня одной такой, неуправляемый ребенок.
Моему сыну сейчас 19, но проблемы взаимоотношений очень остры, не сумели мы наладить с ним контакт, хотя добились, чтоб ходил в сад (но ни с кем не играл), ходил в общую школу ( но учился очень плохо, и не врал, нарывался на неприятности, прямо ,глядя в глаза учителю, говорил, что он лучше знает информатику, и мог бы замещать ее (она часто его просила помощь в ремонте компьютеров), но за год получил двойку . Все долги и зачеты сдавал в конце года, так и закончили школу. Хотя к ЕГЭ его не допустили из вредности учителя , спровоцировав приступ эпилепсии, после известия, что закончит школу со справкой, доучиваться придется в вечерней,. Мне пришлось вмешаться, попросить допустить, ходил, сдавал темы, допустили, ЕГЭ сдал с первого раза. Все из-за склочного характера.
Совсем не умеет общаться, психует, почему не понимают его. Как вести себя со взрослым ребенком? Как ему помочь?
Изучите все материалы по детям на моем сайте, в частности — открытый курс «как растить этих новых детей? Вопрос в том, как ВАМ увидеть все другим газами и понять — куда двигать.
Благодарю, Светлана, за Ваш взгляд на тему ращения особых деток. Сейчас моему сыну 18, и все я пережила за эти годы, начиная от неверия, что наша «болезнь» неизлечима, прошла через надежды и их крушения, через смирение и принятие «расплаты за грехи свои», я даже в один момент стеснялась своего сынишку, хотя никогда не бросала его. Все верила вто, что у него ЕСТЬ потенциал, надо только найти КНОПКУ, чтобы запустить процесс возрождения. Правда, искала я эту кнопку во вне, а с годами, благодаря Вам, Алёне, я поняла, что она — внутри.))) И первый шаг был принятием сына таковым как есть, принятием факта, что я его ЛЮБЛЮ, как раз той самой безусловной любовью. Я не хочу сказать, что у нас все поменялось в корне, но мы на Пути, я это знаю, я это чувстую. Всем благ и еще раз спасибо за отклик.
сегодня день ничего неделания и я смотрю фильмы в интернете… вот наткнулась
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%ED%E4%E8%ED,_%D2%FD%EC%EF%EB это из википедии.
Темпл Грэндин (англ. Temple Grandin; род. 29 августа 1947, Бостон) — эксперт по поведению животных, профессор животноводства в Университете штата Колорадо, автор нескольких популярных книг. У Темпл Грэндин аутизм. Ей посвящена глава в книге Оливера Сакса «Антрополог на Марсе», в которой описываются особенности её мышления и уникальные способности. Участвовала в ряде телепередач, снималась в документальных фильмах. В 2010 году режиссёром Миком Джексоном был снят биографический фильм «Темпл Грэндин» с Клэр Дэйнс в главной роли.
Она является философским лидером защитников животных и сторонников пропагандистской свободы аутистов.
Про Темпл Грандин есть еще кино.
какая чудесная статья и опыт спасибо Вам!
Здравствуйте!!!Как мне знакома и близка эта тема!!! Моему младшенькому 12 лет. До 3-х лет это был очень шубутной ребёнок,ушёл из детского сада,бабушки не выдерживали с ним (не разрешал себя целовать,обнимать,кормить),не просился на горшок..Всё это ставилось нам в укор,выискивали классных невропатологов,психологов и.т.д.Я ушла с работы и занялась ребёнком,закончила курсы логопедов он стал замечательно говорить,перестал просить игрушки,мы мастерили с ним из бумаги,ткани,пластилина,глины,стал проситься на горшок,выучился читать и считать без репетиторов и развивающих центров,научился ладить с детьми,пошёл в школу в 6 лет хорошо учится без нашего контроля,занимается спортом,изучает звёздное небо,конечно играет в компьютер. Я поняла,что в семье можно решить многие так называемые проблемы… Что касается меня,то я сначала просто помогала родителям в развитии речи их детей,а сейчас получаю достойную оплату,планирую день как мне удобно,и эта работа мне нравится больше,чем предыдущая,а главное я вижу результат своего труда!!! Благодарю своего младшенького!!!
На днях у меня на работе был такой случай- я столкнулась с ребенком новой формации так сказать с другой стороны — со стороны соседства. Сейчас я работаю продавцом в магазине сети МАГНИТ. Час пик на кассе в пятницу. Соответственно толпа народу, которые хотят по-быстренькому отовариться и уже ехать к себе на дачи. Я рассчитываю покупателя, а следом за ним стоит семья с маленьким ребенком. Ребенок как раз такой.. гиперактивный. Естественно что его сильно угнетает стояние в очереди и единственное что его заинтересовало так это процесс считывания штрихкодов. Ну конечно — мигает и пищит там что-то когда подносишь к вот этому ящику. И он ничего другого не придумал как начать засовывать покупки своих родителей. Соответственно это привело к тому что я замедлила свою работу дабы усилить внимание и не пропустить появления чужой позиции и соответственно при появлении удалять их. Очередь начала шуметь, родители стали призывать ребенка вести себя хорошо. На что ребенок ответил что ему все равно, что он ведет себя не хорошо и продолжил свое развлечение.
Читая сегодня статью, в моей голове созрел вопрос — понятно что родители вроде как должны отвечать за детей, воспитывать их. А как быть остальным. Ведь есть же бабушки, дедушки, прочие родственники, Соседи. И все они тоже принимают участие в воспитании детей. Как с ними то быть?