Различие смыслов в жизни старшего и младшего поколений

Различие смыслов у взрослых и детей

Зимняя встреча
в Москве 10 января 2025

по 05 июня 2024 спецпредложение

Подробнее ->

Анонс авторской встречи

[dropcap color=»color»]О[/dropcap]днажды одна замечательная мама 2х деток: первоклассника и трехлетки, – спросила меня:

«Почему в жизни так устроено, что все мы постоянно делаем  то, что не хотим?.. Ребенок  не хочет ходить в школу (очень неплохую!), а надо;  я бы лучше занялась дизайн-проектами, а не  «крутилась по дому»;  муж  заставляет себя реализовывать давно и с усилиями выстроенный бизнес, переставший  быть интересным; бабушка бьется за возможность работать на прежнем месте, несмотря на инвалидность, хотя ничто ее на этом месте не радует…

И все мы живем   как-то «не для себя!..»

А я ответила:

Всего лишь 20 лет назад люди не задавались такими вопросами – радовались, что есть «денежная» работа, возможность уделить время детям, а не разрываться между «зарабатыванием» денег   и  домом; радовались, что нашли неплохую школу для ребенка…

А сейчас нередко  я  сталкиваюсь  в «благополучных»  молодых семьях с ощущением бессмысленности  жизни по модели: «как у людей». И очень часто это «ощущение» переходит в разряд «осознания» благодаря детям.  Новым детям.

 

Продвигающий вопрос «зачем?»

С самого раннего возраста они с недоумением встречают привычные наши побуждения в их адрес:  «Поцелуй бабушку!..», «Надо идти гулять!..», «Надо съесть суп!..», «Надо спать!..», «Надо идти в садик!..» « Надо надеть эти штаны!..» — да практически ВСЕ обыкновенные  побуждения родителей могут  стать  причиной для конфликта. Совсем малыши – просто сопротивляются, а дети чуть постарше (с4-6ти лет) начинают задавать вопрос, который приводит к  потере самообладания у родителей подростков. Это философский   вопрос —  ЗАЧЕМ?..

И дело совсем не в том, что «в принципе» не нужно есть, спать, учиться и обнимать родственников. Ребенок спрашивает нас: «Зачем мне это делать, если я этого не хочу?.. И зачем тогда жить, если все делать через силу?..» И спрашивает это в том возрасте, когда по канонам возрастной психологии такой вопрос зародиться в детском сознании вообще не может!..

Однако я с уверенностью могу  утверждать, что реализовалась как профессионал и человек к своим 40 годам  — как раз пытаясь ответить на этот вопрос (ЗАЧЕМ?..) из уст собственных детей,  по самым неожиданным для меня поводам. И продолжаю развиваться в направлении счастливого существования тоже благодаря этому вопросу.

Мы даже не задумываемся, как много в нашей жизни привычных бессмысленных и даже разрушительных занятий. Как часто для того, чтобы «не осложнять себе жизнь» мы общаемся с теми, кто нам не нужен, тратим силы и время, покупаем то, что для нас не так уж и удобно, проводим свободное время так, как принято его проводить, а не так, как нам хочется…

А дети…  дети  не хотят всей этой жизни  добропорядочных «биороботов»!

Они хотят встречать утро, не напяливая в суматохе одежду под  бормотание телевизора, а внятно и радостно приветствуя  папу  и маму.  Наш аргумент «всем надо на работу» им не понятен!.. Я встречаю все больше детей, для которых вещи, игрушки и лакомства не идут ни в какое сравнение с возможностью спокойного полноценного общения с мамой и папой!..  А те, кому предлагают такой выбор: «новые вещи, или свободное время вместе», — выбирают  семью!..

Они видят, что жизнь ради зарабатывания  средств  безотрадна. И поэтому не хотят заставлять себя учиться, чтобы потом заставлять себя работать!..

Они не хотят заставлять себя рисовать, когда им хочется попрыгать и прыгать, когда им хочется порисовать!..

Они спокойно поворачиваются спиной к неприятному им человеку, даже если это директор школы!..

Они иронично смотрят на нас, взрослых, когда мы прилагаем огромные усилия «для их пользы» и искренне недоумевают: «Разве я просил вас об этом?..»

Никогда не забуду, как моя дочь, шестиклассница, поэтически и художественно одаренная девочка, наотрез оказалась читать учебник по истории средних веков. Не особо стараясь подобрать аргументы, она лаконично сообщила мне, что ей тоскливо и противно ковыряться в междоусобицах давно почивших феодалов… И что она может придумать гораздо более интересный эпос.

И я, в то время преподаватель истории культуры, вооружившись прекрасными иллюстрированными изданиями, пыталась пробудить в ней искру интереса к социальной эволюции человечества. (Для  меня   самой, с очень юных лет,  было интересно анализировать процессы человеческой истории!..)

И вот, сидит маленькая  девочка напротив меня (это сейчас шестиклассницы – «девицы на выданье»), задумчиво подперев щеку, и искренне старается меня понять. Я  люблю и умею «работать словом», не припомню, чтобы какая-то аудитория оказалась безучастной к моему выступлению, а тут… С безграничным состраданием, тихим голосом она задает мне вопрос: « Мама, неужели тебе это интересно?..»

— А что тебе интересно?- спрашиваю в растерянности…

— Моя жизнь!..

А вам?.. Вам  интересна ваша жизнь, уважаемые читатели?..

Умеете Вы замечать и ценить в ней прекрасные мгновения ?

Дорожите ли вы своими жизненными силами?

Воплощаете ли в реальность свои мечты и творческие проекты?

Заметьте — для этого  надо иметь свободные от забот мысли и свободные от внешнего давления силы.

Именно это и отстаивают наши дети – игнорируют чувство вины, которое мы им навязываем,  и  хотят проживать  свою жизнь сами!..

Для того, чтобы как-то понять  друг друга, достаточно принять факт, что мы, родители, не догоняем  целей наших детей, поверить, что они у них есть и допустить  их созидательный потенциал!..  Вы и представить себе не можете, какие результаты проявятся в Вашей жизни и жизни Ваших детей!..

Вы никогда уже не останетесь прежними: дети  своим примером раскроют Вам Ваши же скрытые возможности, и Вы будете душевно «молодеть» с каждым годом!..

К счастью, среди ученых, есть люди, честно смотрящие в глаза реальности. Например,  доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Н.А.Горлова, в своем докладе на международной научно-общественной конференции «Дети Нового Сознания и современное образование», проходившей в Москве осенью 2006 г., сказала буквально следующее: «…Сознание нового ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности. Вопрос «зачем?» пришел на смену прежнему «почему?».  С точки зрения психолингвистики, главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания: системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С.Выготского «Мышление и речь». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а сущностный, коренной смысл поступков и действий»

 

Сопротивление ребёнка указывает на его ум и самоуважение

Когда я  обращаю внимание родителей на этот факт, они многое начинают понимать. Ситуации, в которых ребенок выглядел упрямым строптивцем, приобретают смысл. Мамы и папы начинают видеть, что сопротивление ребенка распоряжениям взрослых указывает на его ум и самоуважение.  Что  в большинстве случаев они (родители) не задумываются, отдавая распоряжения, так же, как и не задумывались их родители, воспитывая детей в согласии с требованием времени: будь исполнительным, уважай старших, учись и добьешься многого…

Увы!.. Приходится признать, что «старшие» довели планету до экологической катастрофы, не способны уберечь детей от опасностей терроризма и преступности; «старшие» создали общество, основанное на идеалах потребления,  и активно продолжают играть в игру: «Купи, достигни, обладай – тогда  будешь счастлив!..»

Не имеет значения, если  лично вам все это не нравится! В психологии есть интересная закономерность: преступник может действовать только «в связке» с жертвой. Во всех нас, тех, кому не нравится устройство  нашей жизни со всеми ее бюрократами, политтехнологиями и «пиаром», есть определенные психологические качества, позволяющие этому устройству воспроизводить себя! И главное из них – мы готовы заставлять себя делать то, что не хотим!.. Готовы  до тех пор, пока  нас, при всей нашей  «правильности», не подстережет депрессия, крах в делах или  личной жизни!..

Потому что другой закон психологии утверждает: человек не может преуспевать, будучи в разладе с собой. Положительные эмоции – ресурс нашей успешности, и систематически лишая себя возможности их получить, мы  постепенно теряем всё!..

Однако!

Спрос, как известно, рождает предложение!..

Всё новые поколения, стремящиеся к самореализации, а не к успешной включенности в систему, уже изменили многое в этом Мире. И, как ни странно, – пионерами были рок-музыканты, своими жизнями доказавшие – можно заниматься тем, что ты любишь, и … всё!!!

Уже потом развитие компьютерных технологий позволило людям обретать профессиональную независимость в различных областях деятельности, но кому-то надо было принципиально  «бросить вызов» системе!..

Я призываю Вас, дорогие коллеги-родители, не спешить ужасаться нежеланию ваших детей «учиться, трудиться,  нормально общаться» — а призываю Вас допустить в свое сознание мысль о том,  что Вы не знаете,  что будет необходимо в дальнейшей жизни вашему ребенку (поскольку эта «дальнейшая жизнь»  стремительно меняется!..) Поэтому, дорогие родители,  не спешите замещать бессмысленные увлечения ребенка на полезные занятия!

Призываю Вас, по мере сил, быть примером человечного, честного  и творческого отношения к собственной жизни!..

Поверьте,  это гораздо больше даст Вашим детям, чем самое престижное образование!..

Желаю Вам веры в себя и своих детей!

Буду рада получить ваши отзывы!

С глубоким уважением.  Светлана Добровольская.

Обретение силы Любви

© «Obretenie-sily-Lubvi.ru» Цитирование и репосты данного материала возможны только в полном объеме, без купюр, с активной ссылкой на ресурс автора.

 
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Виктория

    Благодарю, за статьи!!!! Во истину все приходит в нужное время и в нужном месте!!!! Имею двух деток, девочка 12 лет и мальчик 2 года. Что-то последнее врнмя критично стало сложно, и стала читать статьи на сайте одну за другой, и все вовре я и все в точку. Благодарю, Светлана! !!! Буду стараться помнить о том что узнаю… Буду стараться ради моих любимых деток и ради себя любимой!)))….

    Ответить
  2. Лариса Фартовая

    Пока читала на мозг пришла история, рассказанная моей знакомой — дочка ходит в садик и в следующем году ей в школу. Надо на подготовительную. Ребенок категорически против и вообще заявил, что в школу не пойдет. Вот садик доходит и все ,будет сидеть дома. Мама пытается аргументировать мол тогда ты сможешь работать только дворником. А ребенок с готовностью согласился. Мама в шоке.
    Да, еще вспомнила кино «Улыбка Моны Лизы». Как раз о том, что написано в статье.

    Ответить
  3. Наталья

    Светлана, хочу высказать огромную БЛАГОДАРНОСТЬ за ваши статьи. Ваши письма-одни из немногих из моих подписок- всегда открываются мной. И я даже не смотрю на темы и зазывающие заголовки, ведь в Ваших статьях всегда есть ценные, удивляющие, воодушевляющие и новые для меня мысли. Какая бы ни была тема, я всегда нахожу что-то важное для меня в тексте. И я верю автору!)) Вы несете свет и уверенность в таких вопросах, которые каждый день заставляют сомневаться. Как здорово, что есть такой человек, который помогает и поддерживает, и вдохновляет мягко разрушать изнутри ту систему, которая становится тесной. Благодарю!

    Ответить
  4. Ольга

    Доброе утро Светочка! А меня как раз вчера вызвала учительница по математике. Доче 8 лет, 3 класс, она учится в школе открытого типа( нет дом. заданий, оценок, отношение очень теплое и дружеское)Но все равно, «система» присутствует, учительница переживает за Ариэль, что уровень ее знаний на 1 класс и с этим надо что-то делать. Меня немножко рассмешил вопрос:- Ну вы же хотите чтобы ваша дочь сдала гос. экзамены в 11 классе? И я ответила, что это не главное на самоме деле…Было небольшое удивление, хотя учительница женщина творческая, в прошлом преподаватель музыки, веселая такая. Она мне рассказала свою историю, медалистка, замечательно училась в школе и когда у нее был момент выбора, из музыканта она переквалифицировалась в учителям математики,, благодаря тому , что в школе и дома родители помагали развиваться в разных направлениях. АРиэль натура творческая: рисование везде и всюду, музыка, танцы и вообще мне кажется что интерес может возникнуть к математике чуть постарше,но почему-то слова учительнице мне запали. может действительно я пускаю на самотек.Я в математике на уровне 6 класса, договрились что будем потихоньку в игровой форме подтягиваться. А сама думаю, вот действительно, ей это сейчас надо? А внутренний взрослый отвечает: -Надо, надо. Ариэль , чувствует себя не очень комафортно на уроке ,боиться что ее наругает учительница и конечно же многие детки отвечают , а она не понимает.Пока договрились что будем понемножку решать задачки,может у нас с Ариэль проснется любовь к точным наукам!-))) Спасибо Светлана за вдохновение и веру в себя. Обнимаю, Оля.

    Ответить
  5. Анна

    Благодарю,Светлана!Актуально для меня!!!!

    Ответить
  6. Ольга

    Доброе утро Светочка! А меня как раз вчера вызвала учительница по математике. Доче 8 лет, 3 класс, она учиться в школе открытого типа( нет дом. заданий, оценок, отношение теплое и дружеское)Но все равно, «система» присутствует, учительница переживает за Ариэль, что уровень ее знаний на 1 класс и с этим надо что-то делать. Меня немножко рассмешил вопрос:- Ну вы же хотите чтобы ваша дочь сдала гос. экзамены в 11 классе? И я ответила, что это не главное на самоме деле…Было небольшое удивление, хотя учительница женщина творческая. в прошлом преподаватель музыки, веселая такая. Она мне рассказала свою историю, медалистка, замечательно училась в школе и когда у нее был момент выбора, из музыканта она переквалифицировалась в учителям математики,, благодаря тому , что в школе и дома родители помагали развиваться в разных направлениях. АРиэль натура творческая: рисование везде и всюду, музыка, танцы и вообще мне кажется что интерес может возникнуть к математике чуть постарше,но почему-то слова учительнице мне запали. может действительно я пускаю на самотек.Я сама в математике на уровне 6 класса, договрились что будем потихоньку в игровой форме подтягиваться. А сама думаю, вот действительно, ей это сейчас надо? А внутренний взрослый отвечает: -Надо, надо. Сама Ариэль да , чувствует себя не очень комафортно на уроке ,боиться что ее наругает учительница и конечно же многие детки отвечают , а она не понимает.Пока договрились что будем понемножку решать задачки,может у нас с Ариэль проснется любовь к точным наукам!-))) Спасибо Светлана за вдохновение и веру в себя. Обнимаю, Оля.

    Ответить
  7. Юлия

    Эта статья одна из самых точных попаданий в меня. Боюсь, что я уже сделала из 15 летней дочери обыкновенного ребенка, которому я считала будет лучше в этой среде, если я её адаптирую. Ситуация усугубляется еще и тем, что ей 15, а мне почти 53. Т.е разница в мировозрениях огромна. В итоге у меня всю жизнь отсутствие энергии, а у дочери уже в этом возрасте ТАКАЯ вялость, усталость , проблемы с сосудами и даже полуобморочные состояния. Конечно, я многое связывала с переходным возрастом. Но все же, что написано здесь — правда. Из веселого, подвижного энергичного ребенка, я сделала обессиленную девочку, которая сама не понимает почему она такая. И вот мы живем две обессиленные девочки.

    Ответить
  8. Вера

    Светочка, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за вашу статью!!! Она сейчас ну просто очень очень актуальна, т.к. начался новый учебный год, а с ним и новые задачи перед нами, как перед родителями, тк и перед детьми. Моя дочь не хочет ходить в школу, в 11-й класс. Ей там тоскливо и скучно. Летом она подрабатывала официантом в ресторане. Да, у нее были свои сложности, о которых она мне проговорила только спустя время и пройдя самостоятельно их, но ей это нравится на данном этапе, раз она стремится туда. Мне сложно, моментами даже страшно, т.к. с одной стороны — школа давит своим посещением и тестами, с другой стороны — родственники — со своими нравоучениями по поводу поступления и дальнейшего образования. НО я четко понимаю, что ЭТО МОЙ РЕБЕНОК и я не знаю, что ему пригодится в дальнейшем, для чего происходят те или иные вещи. Только спустя время видишь уже воочию, что да, таки то, что было — было во благо!!! Чувство облегчения и радости, что поверила своей интуиции. Но пока перед тобой новая задача, ты перед новым выбором, то чувствуешь себя одиноким островком среди «бушующего моря НАДО» со всех сторон. И только ваши статьи, трансляции помогают выстоять «этот шторм» и чувствуется огромная поддержка на этом пути СВОЕЙ жизни, это классное чувство что ты не одинок. СПАСИБО ЗА ВАШ ТРУД!!!

    Ответить
  9. марика

    оооо. статья про меня, хоть мне и 35. я всегда доставала родителей и окружающих своим зачем, мне это не нужно, подумаешь, птица )))) и т.п.,за что всегда доставалось мне и от родителей, и от ровесников, и конечно же от учителей. Зато мои дети не имеют проблем с мамой.

    Ответить